"Герой – это человек который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества", - такое определение героизму дал писатель - антифашист Юлиус Фучик.
Для юнги торпедного катера Валерия Лялина, этот решительный момент наступил в сентябре 1943 года, при освобождении города-порта Новороссийска.
1943 год, тяжелое время, немцы полны сил и не деморализованы, а до Великой Победы совсем не рукой подать.
Торпедные катера не только наносили удары по вражеским кораблям, но и производили разведку, высаживали десантников, занимались доставкой боеприпасов.
Вот и катер под командованием старшего лейтенанта А. Е. Черцова вышел в море, чтобы доставить в Новороссийск отряд морских пехотинцев и боеприпасы в Новороссийск, где уже шел бой по его освобождению.
Операция была настолько опасной, что командирам всех судов было приказано несовершеннолетних юнг, если таковые имелись, оставить на берегу.
Но высок был патриотизм и слишком сильна, оставалась ненависть к врагам, погубившим всю семью юнги Лялина.
Валера родился в 1929 году, семья была дружная, жили, как и все, но к середине войны мальчик остался полным сиротой. Мать погибла во время бомбардировки завода, на котором работала. Отец - командир пал смертью храбрых на фронте.
Весной 1943 его взял к себе на торпедный катер лейтенант Андрей Черцов, так обычный мальчишка стал юнгой на боевом корабле Черноморского флота.
И он перед тем самым опасным выходом единственный раз не выполнил приказ, а спрятавшись, остался на катере.
Когда юнгу обнаружили, высаживать его было поздно, и катер вышел на задание.
Во время пути морское судно постоянно находилось под шквалом беспрерывного огня противника. На подходе к причалам осколком был перебит маслопровод одного из моторов,
в результате и катер потерял управление.
А дальше начался кромешный ад. В ходе боя большая часть команды погибла, капитан получил ранение и вскоре второй мотор тоже вышел из строя.
Юнга, рискую жизнью, бросился чинить мотор. И ему удалось его запустить.
Благодаря этому, удалось выполнить задачу, добраться до берега и высадить десант и передать наступающим так нужные боеприпасы.
"Торпедный катер №35 ("ТК-383")
ТТД:
Водоизмещение: 15 т.
Размеры: длина - 19,07 м, ширина - 3,33 м, осадка - 1,24 м.
Скорость полного хода: 50 узлов.
Дальность плавания: 250 миль при 15 узлах.
Силовая установка: 2 бензиновых двигателя, 1700 л.с.
Вооружение: 2х1 533-мм торпедных аппарата желобного типа, 2х1 12,7-мм пулемета "ДШК".
Экипаж: 8 чел". Источник информации: https://www.kchf.ru/ship/katera/tka35_new.htm.
После этого катер двинулся в обратный путь, но раненый командир потерял сознание, и тогда юнга, которому было всего 13 лет, встал за штурвал. И ему удалось довести судно на базу.
Валерия Лялина наградили орденом Красной Звезды, хотя его представляли и к более высокой награде.
Такие были они дети героической страны, спасшей мир от фашизма, «им в сорок третьем выдали медали, и только в сорок пятом паспорта!».
К концу Великой Отечественной на груди парнишки сверкали награды:
«Орден Красной Звезды (6 мая 1945)
Медаль «За боевые заслуги» (23 сентября 1943)
Медаль «За оборону Кавказа» (4 июля 1945)
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Источник информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лялин,_Валерий_Иванович.
Позже Герой Советского Союза Андрей Черцов усыновил Лялина и устроил его в Тбилисское Нахимовское училище.
После войны Валерий Иванович Лялин работал в Ленинградском торговом порту, бригадиром коммунистической бригады.