(Продолжение. Начало — здесь).
Музей шляп
В первой части мы остановились на рассказе о набережной города и сохранившейся там архитектуре времен купечества. Здесь же находятся и несколько городских музеев, и в частности — Дом Шляп.
Место это действительно уникальное. Основанное в 2016 году благодаря частной инициативе нескольких деятельных здешних предпринимателей, организовавших — ни много, ни мало — аж целую автомобильную международную экспедицию «Мастер шляп» («Hat Master»). По итогам которой и удалось собрать более 800 предметов гардероба из 50 стран мира!
Ничего подобного в мире, насколько мне известно, более нигде не существует. Ниже в слайдере приведены несколько фотографий экспонатов (отобранные из всего фотоархива по случайному принципу), но истинные масштабы музея, конечно, по ним оценить невозможно. Ну а если выкладывать вообще все, что там есть — то, боюсь, как бы у Яндекса место на серверах не закончилось :)
В общем, это действительно лучше один раз увидеть именно своими глазами.
С некоторыми, а точнее, в некоторых экспонатах можно даже и сфотографироваться. (Но, разумеется, с крайне малой их частью).
Дом Шляп абсолютно заслуженно считается городским предметом гордости, и побывали здесь в том числе и многие российские политики и другие известные люди (вплоть до первых лиц нашего государства).
Г. С. Шпагин и места, связанные с его именем
Аббревиатуру «ППШ» слышал, наверное, даже самый далекий от Великой Отечественной войны человек. Легендарный пистолет-пулемет Шпагина был изобретен здесь, в Вятских Полянах. В ноябре 1941 года из Подмосковья был именно сюда эвакуирован завод №367 Наркомата вооружения СССР (впоследствии ставший оборонным предприятием «Молот»). А оружейнику-конструктору Шпагину (в прошлом — ветерану Первой Мировой) был выделен личный дом и поставлена задача — разработать максимально простое, дешевое и массовое оружие для фронта.
Сейчас этот дом и является мемориальным музеем Георгия Семеновича.
А вот, собственно, и главный экспонат:
Как и подобает подобному музею, воссоздан и быт легендарного инженера-конструктора:
Есть и тир, и в нем можно пострелять:
Нужно сказать, что этот музей — далеко не единственное памятное место, связанное со Шпагиным. Есть и целый сквер в его честь:
А немного в стороне от него, на центральной улице — еще и памятник уже самому оружию:
Кстати, и нам самое время отправиться именно на центральные улицы города. И вот здесь мое довольно сдержанное и ретроспективное повествование сменится кое-чем совсем иным.
Состояние дорог
Историческое наследие города — это, безусловно, здорово, но что же происходит сейчас, в настоящем времени?
А в настоящем времени — как раз и «начинается» то самое помянутое в первой части заметки безвременье, как будто бы навечно застывшее в поздне-советском периоде. И первое, на что обращаешь внимание — автомобильные дороги.
Эта фотография сделана на самой главной улице города, и подобные ямы встречаются на ней с завидной регулярностью, через каждые несколько сотен метров. Вечернего освещения, кстати, толком нет, поэтому влететь в аварию труда не составляет.
На других улицах картина зачастую печальнее во много раз.
Подобное зрелище, увы, — отнюдь не редкость для этого города. Кстати, быстро обращаешь внимание, что местные автомобилисты ездят медленно и осторожно, и любителей больших скоростей вы здесь практически никогда не увидите (по абсолютно понятным причинам).
Поговаривают также, что жители соседнего Кукмора при просмотре объявлений о продаже подержанных машин — сразу же навсегда закрывают объявление, если видят в графе «город» именно Вятские Поляны.
А вот мост через реку Ошторма. Когда-то он был автомобильным, и связывал кратчайшим путем расстояние от центральной части города до ж/д-станции:
На момент моего посещения города на нем «велись ремонтные работы», но ничто не указывало на их скорое окончание...
Back to USSR
Вятские Поляны можно с уверенностью назвать городом советских брутальных многоэтажек. Причем, в основном, не панельного типа (которые в нашей стране в начале 90-х годов строились везде и всюду), а кирпичных.
Красный и белый кирпич (в сочетании с подчас абсолютно чужеродно выглядящими пристроями из современных дешевых материалов) будет преследовать вас здесь повсеместно:
К слову, многие магазины (даже крупные федеральные сети) работают по совершенно непривычному нам графику. «Пятерочка» (располагающаяся в желтом здании на фото выше), например, закрывается в 20:30. Что стоит учитывать, если вы решите сгонять за продуктами.
Типичный фрагмент многоэтажного дома. Не замечаете ли вы на этом фото что-то необычное?
Необычная здесь, на самом деле, кирпичная кладка или, как говорят строители, перевязка. Использован так называемый плиточный тип перевязки, который сейчас считается одним из самых ненадежных (на сайтах современных производителей кирпича вы зачастую даже не встретите о нем упоминания). Нельзя его назвать и радостью для глаз: постоянно не покидает ощущение, что смотришь на какую-то решетку, «закрашенную» в красный цвет.
Характерная деталь здешней городской застройки — выложенные на торцевых частях многоэтажек кирпичные мозаики. Тоже красно-белые, да.
Их вполне можно назвать отдельным жанром искусства, и при желании, походив по городу, можно собрать внушительную фотоколлекцию таких мозаик.
А эту навигационную стелу фотографирует, наверное, каждый оказавшийся здесь путешественник. Причем с годами ничего не меняется (кроме краски, которая продолжает выцветать):
В числе прочего, стела нам говорит о том, что недалеко есть гостиница. И она действительно есть (точнее была, но на Яндекс-картах значится как действующая до сих пор):
На втором этаже — видимо, номер-люкс...
Центральная площадь труда носит фамилию Трещёва (помните его могилу на мемориальном кладбище?)
Это второе (после набережной) и, возможно, последнее место в городе, где присутствуют хоть какие-то элементы современного досугового времяпровождения. В вечернее время здешние фонтаны переливаются множеством оттенков, что на фоне всего остального происходящего в инфраструктуре выглядит очень большим достижением.
Но стоит лишь повернуть голову на 90 градусов вправо, и...
Это, наверное, абсолютный чемпион среди ДК по количеству отсутствующих окон. Предназначение же конструкции на крыше осталось для меня неясным.
Впрочем, нужно сказать, что на момент его постройки (при активном участии все того же Трещёва) здесь использовались прорывные для своего времени технологии. Так, официальный сайт ДК указывает, что специально завозился гладкий кирпич с Прибалтики, была разработана уникальная внутренняя планировка, а строительством дворца занимался практически весь коллектив машиностроительного завода. Сейчас же — да, выглядит как абсолютный апофеоз советского брутализма, и никуда от этого ощущения не деться.
Еще один декоративный фрагмент на здании:
Наверное, читатели обратили внимание, что всем, кому интересны вывески и прочие элементы экстерьера эпохи СССР — найдут здесь просто непочатый край работы для своих исследований. И это действительно так. Субъективно — можно как угодно относиться к ним, но это — отдельный и огромный пласт нашей визуальной культуры, по своему уникальный и уж точно не имеющий аналогов в каких-либо странах.
Здесь же, как видите, дух СССР «сочится» буквально из каждой увиденной, даже мельчайшей, детали. Иногда кажется, что какой-нибудь политрук или иной партийный деятель может выскочить навстречу на первом же ближайшем повороте.
Много символов, связанных с Великой Отечественной войной и нашей Победой в ней. Эти события прочно вплетены в культурный код всех местных жителей (и абсолютно заслуженно).
Тем удивительнее и печальнее было увидеть, что представляет из себя здешний...
Парк Победы
Состояние увиденного удручает. Раздолбанный тротуар, абсолютно потерянный статус Парка Победы для местных жителей как значимого исторического символа, и — всего 2 убитые гаубицы, на которые взирают солдаты с памятника. И одно из артиллерийских орудий почему-то направлено именно на них:
Это при том, что мемориальная стена поражает количеством фамилий для такого маленького города — очевидно, призвали тогда очень и очень многих. Вот, например фамилии с букв Х по Ш, и то в кадр попали далеко не все.
Есть и отдельный монумент воинам в Афгане, Чечне и Сирии.
И даже установлен памятник великому Маргелову! (При том, что сам легендарный «дядя Вася» никакого отношения к Вятским Полянам не имел и, судя по всему, никогда здесь не был).
Каким-то образом на территорию парка затесался культурный центр «Этномир»:
Орнаменты в логотипе отражают этнический состав города: удмурты (желтая капля), русские (красная), татары (зеленая) и марийцы (голубая).
А еще здесь и кино показывают. Репертуар... кхм, ничего удивительного:
Вместо заключения
Противоречивые чувства оставило у нас посещение этого небольшого города (и я думаю, что читатели тоже остались при таких впечатлениях). Увиденное заставило поразмышлять о многом. И на каком-то этапе своих размышлений — наверное, я понял одну из причин, почему во многих таких вот городках всё крайне грустно и как будто бы бесперспективно.
Если представить, утрируя, Вятские Поляны или еще какой-нибудь подобный город в виде некоего единого живого организма? И задать ему вопрос: а для чего ты живешь? Какова у тебя цель в жизни? Чего ты, дорогой Город, хочешь сделать в будущем и каких результатов достичь?
Вот тут-то и выяснится, что... ничего и никаких. Иными словами, отсутствует идеология, стратегия, целеполагание. Миссия, если угодно.
Купеческие времена с ее замечательной архитектурой, эпоха Великой Отечественной — этого никто не отменяет, но это было, мягко говоря, давно. Но жить-то предстоит в будущем, а не в прошлом.
А пока — к сожалению, так и существуют многие российские города, с непонятными перспективами. Просто потому что живут. То самое портосовское «я дерусь, потому что я дерусь». Состояние инфраструктуры и всего чего только можно — «весь покрытый зеленью, абсолютно весь». Миссии и цели? Да, были когда-то, но то ли по дороге потерялись, то ли под диван закатились. Примерно году так в 1985-м, если не еще раньше.
И всё это, конечно, очень печально.