Пьесу норвежского драматурга Г.Ибсена "Кукольный дом" многое роднит с произведениями А.Н.Островского и А.П.Чехова. Хотя это и не сразу заметно.
Продолжаем обсуждение. Начало здесь:
Краткое содержание:
Конец XIX века, довольно крупный шведский город. Семья Хельмеров (папа Торвальд, мама Нора, трое детишек) выглядит образцовой. Только тридцатилетняя Нора вынуждена постоянно играть роль прелестной, но пустоголовой куколки, нуждающейся в направлениях и поучениях со стороны мужа. Впрочем, втайне от мужа она принимает серьезные решения и совершает рискованные поступки. Например, по подложным документам берет кредит, чтобы вывезти мужа на курортное лечение. Но однажды тайное становится явным, и "кукольный домик" разбивается вдребезги.
На самый первый взгляд пьеса кажется посвященной семейному психологическому насилию, или, как модно сейчас говорить, абъюзу.
Но ведь интересно, как герои дошли до жизни такой? Их беда - нам назидание.
Давайте для начала посмотрим повнимательнее на главу семьи Торвальда, без чьего контроля шагу нельзя ступить, миндальное печенье съесть. Разберемся, как этот Дон Педро - жестокий тиран, деспот, тиранил жену и детей (с).
Вообще-то Торвальд скорее вязкий зануда, чем жестокий агрессор. Орет на жену он один-единственный раз, с перепугу и от неожиданности, получив письмо шантажиста. И то это не столько агрессия, сколько беспорядочная истерика.
По опыту знаю, что твердый в своих убеждениях зануда может замордовать близких покруче любого активного хама. Такой весь правильный, такой весь моральный, такой весь уверенный в своей правоте и неполноценности жены... Но насколько Хельмер тверд в своих принципах на самом деле?
Да, Торвальд не совершает активных, заметных для общества неблаговидных поступков. Но все-таки насчет его честности я бы поспорила. Маленькие, незаметные сделки с совестью для него в порядке вещей.
Например, есть у господина Хельмера маленькая мужская слабость: его очень возбуждает внимание других мужчин к его жене. Вот Нора танцует на маскараде, у всех горят глаза, а Торвальд предается всяческим фантазиям о тайной любви с этой самой прекрасной женщиной в зале...
Дело житейское, на здоровье, как говорится. Но маскарады случаются редко. Поэтому господин Хельмер немножко, чуть-чуть потворствует увлечению женой своего друга, доктора Ранка. Позволяет им много времени проводить наедине, болтать о чем угодно. Торвальд абсолютно уверен, что ни Ранк, ни Нора границу не перейдут (как минимум из-за опасной болезни Ранка). Но сама атмосфера тайного влечения приятно щекочет нервы.
Это, так сказать, контролируемый грешок. А есть вещи, о которых Товальд наверняка догадывается, но предпочитает делать вид, что ничего о них не знает. Например, как вышло, что его Нора, уличаемая даже в посещении кондитерской, умудряется тайно работать?! А все очень просто! Жена запирается в комнате под предлогом подготовки подарков-сюрпризов родным. И муж, обычно такой требовательный, к ней ни разу не заглянет. Но где же рукоделки-сюрпризы? - Ах, кошка пробралась в комнату и все разорвала, какая досада! Заодно кошка, очевидно, и прибрала все до клочка.
Есть дела и посерьезнее. Нора обставила давнюю годичную поездку на юг как дамский каприз, запоздалый медовый месяц. А раздобытые, прямо скажем, преступным путем, деньги объявила своим наследством.
Но позвольте! Разве в то время жена могла вступать в наследство и распоряжаться очень крупными суммами без ведома мужа? Тем более, что Торвальд - юрист, уж на этом поле его выдумками про котиков не проведешь.
Выходит, как минимум догадывался, что дело тут нечисто. Но... предпочел не знать, не вникать. Моя версия: считал, что деньги втайне дал все тот же доктор Ранк.
Вообще, чем больше пахнет жареным, тем рьянее Торвальд прячется за разговоры о высокой нравственности и недопустимости лжи. Даже беспричинное, на первый взгляд, увольнение Крогстада сначала объясняет именно нравственными посылами. Хотя вскоре сам признается, что просто боится иметь под началом бывшего однокашника.
Вот тут и ключ ко всему. Торвальд, вообще-то, трус и слабак. Удар совсем не держит. И это знают все знакомые: Крогстад, Нора, Ранк. Даже подруга жены Кристина это поняла за пару дней знакомства. Каждый говорит об этом по-своему, но никто иллюзий не питает.
Очень важная деталь: много лет назад доктора не сказали самому Хельмеру о начале смертельно опасной болезни, а предпочли действовать через его жену. Глупенькую пташку-белочку-куколку. В ту пору еще совсем юную, неопытную, а вдобавок со дня на день ожидающую появления на свет первенца и удрученную приближающейся кончиной отца. Неужели не боялись, что такая новость окажется ей не по силам, что волнение повредит и ей, и нерожденному ребенку?
Опасались, наверное. Но точно знали, что сам Хельмер от такой новости впадет в истерику, депрессию, ипохондрию и окажется еще более тяжелой ношей для Норы. Из двух зол выбрали меньшее. Нора, как могла, справилась.
Получается, что игрой в высокоморальное руководство мужем взбалмошной и неразумной жены Торвальд не столько тешит свое самолюбие, сколько строит себе убежище от реальности. Его "кукольный дом" - футляр в лучших Чеховских традициях! Его галоши и зонтик, его вишневый сад, его "в Москву".
Этим убежищем герой очень дорожит и ни за что не хочет с ним расставаться. Не хочет даже модернизировать непрочный кукольный домик после едва не случившейся катастрофы. Как только беда миновала, господин Хельмер вновь пытается возвести игрушечные стены. Без всяких дверей и окон.
А что же его жена Нора? Была ли она в этой игре жертвой или тоже имела свои резоны? Поговорим об этом в следующий раз.
Еще на канале о непростых историях:
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба