Что общего между злодеем Геростратом и отважным бароном Мюнхгаузеном?
Герострат - это древний-древний грек, который, желая великой славы, сжег здоровенный храм-долгострой в городе Эфесе (а драматург Г.Горин написал об этом пьесу). А Мюнхгаузен - это герой Крымской войны родом из Калининграда Кенигсберга, о котором тот же Г.Горин написал пьесу, а потом М.Захаров по ней снял фильм).
Явно должно быть между ними сходство, раз Григорий Горин сначала про Герострата пьесу написал, и аккурат следом за ней - про барона. Так что, вполне вероятно, что не одна я заметила некоторое сходство, но и автор (Горин) тоже что-то такое хотел сказать. Ну а если и не хотел, то имею право и свое сугубо личное высказать. Вы тоже можете потом в комментариях.
В чем заключается парадокс Герострата? Желая прославить свое имя в веках, он сжег храм, который строили 120 лет и которому прочили тысячелетнее бытие. Преступник был приговорен к казни и забвению имени. Казнить-то его вроде как казнили (но это не точно). Вот только имя его мы знаем и спустя пару тысяч лет, зато имен строителей великого храма история не сохранила.
И периодически это трюк повторяется: имена разрушителей помнят куда лучше, чем имена созидателей. Почему? Да потому, что действо разрушения ярче, притягательнее, динамичнее. Выброс энергии больше. Что для зрителя, что для исполнителя.
Что такое 120 лет строительства храма? Значит, несколько поколений жителей Эфеса обитали вблизи огромной стройплощадки. Первые лет 80 ничего особо красивого не наблюдалось. Постоянный грохот отесываемого камня, пылища, дороги запружены воловьими упряжками и усыпаны навозом. На стройке рабы матерятся на всех языках Ойкумены. Вечером эта толпа, усталая, голодная и вонючая, тащится в свои казармы. Мимо которых порядочным женщинам лучше не ходить. С горожан налоги на храм, с водой и продовольствием проблемы. Какие тут имена строителей!
Потом храм подвели под крышу, и для следующего поколения он просто был. С рождения и до смерти, как горы, оливковые рощи и солнце над головой. Само собой разумеющийся, место работы половины города. Немного движухи промелькнуло только когда начались первые богослужения, а потом и это стало привычным.
Зато разрушение! Само по себе зрелище ночного пожара всегда потрясает, а здесь такая махина горит и рушится!
Интересно, если бы в распоряжении Герострата была современная взрывчатка, что бы он выбрал? Огонь в ночи или грамотно распланированный подрыв? Чтобы здание красиво оседало по частям, без бестолкового разбрасывания осколков по-сторонам, как нью-йоркские башни или сирийские каменные статуи?
Наверное, все-таки пожар. В те времена видеосъемки и спутникового ТВ не было, так что действо должно иметь длительность, чтобы побольше народу смогло полюбоваться. А кто нам такое шоу устроил? - Герострат устроил!
Эту жажду разрушения ради быстрого и красивого эффекта любой из нас вспомнить может. В детстве доводилось башенку из кубиков складывать или кулички из песка делать? А потом - бах, бум! Р-раз - и нет башенки! И нет куличиков! Салют! Ура!
Даже маленькие дети быстро понимают: строить - долго (и получается не всегда), ломать - весело, но очень уж быстро веселье заканчивается. А если сломать башенку другого? Весело? - весело! Но только когда другие ломают твою башенку, это страшно обидно! Поэтому даже без вмешательства воспитателей малыши пытаются устанавливать правила: чужой труд портить нельзя, причинять другому вред и обиду ради собственного удовольствия нельзя, за это а-та-та. Правила эти обычно подтверждают и взрослые. Потом выросшие люди в норме этих правил как-то придерживаются, чрезмерная агрессия карается, излишняя энергия направляется в разумное русло.
Однако всегда находятся любители ба-бахов, не желающие долго и скучно строить свои башенки. Если они люди неглупые, то до откровенности Герострата не доходят (невыгодно: разок порезвился - и казнили! Охота же повторения праздника). Нет, они не тупые разрушители, как вам в голову это пришло?! Они просто люди креативные, творческие, смелые, свободолюбивые, романтики, чуждые мещанской серости и тупости.
Вы их осуждаете? - Вы просто завидуете их яркой жизни, независимости от чужого мнения! А что ваша башенка случайно рассыпалась в их присутствии - да что вам, жалко такого пустяка?! Радуйтесь, что этот ба-бах расцветил вашу жизнь!
Именно таким персонажем по сути и является барон Карл Иероним фон Мюнхгаузен в знаменитом фильме М.Захарова. Ведь если внимательно присмотреться, то все его яркие, красивые действа - разрушение. Причем того, что он сам не создавал.
Семья, долг, законы, дети, спокойствие, даже само время - ах, как приятно ломать эти игрушки! И как эти глупые обыватели забавно дергаются! Веселее, господа, улыбайтесь!
Помню, меня при просмотрах всегда задевала одна сцена. Подруга барона Марта случайно роняет бокал с вином на платье. Барон в ответ с улыбкой щедро поливает собственную белоснежную рубашку. "Не беспокойся о платье, дорогая!". Какой красивый жест, какая беспечность, какой взлет над низменными проблемами!
Потом поняла, что мне мешало восхищаться. Как человек, не чуждый рукоделию, я примерно представляю, сколько труда вложено в эту льняную рубашку с кружевами. Лён - трудоемкий материал. Вырастить, выделить волокно, превратить серую паклю в тончайшую белоснежную нить, нить - в ткань и кружева, разработать, выкроить и сшить этот шедевр портновского искусства, достойный барона...
И ради одного пижонского жеста этот результат многомесячного труда многих людей отправится на свалку. Или в умелые руки горничной, которая часами будет старательно реанимировать оскверненную вещь. То самое чувство, когда ломают чужую башенку.
В пьесе Горина есть сцена, которая не попала в фильм. Встреча барона, живущего "как все" под именем садовника Миллера, и его старого приятеля бургомистра. Миллер подчеркнуто занудно перечисляет уход за розами: сколько раз поливать, удобрять, рыхлить, пересаживать... И это просто невыносимо, это так не похоже на искрометного барона!
Но ведь розы именно так и выращивают! Долго, нудно, старательно - и через несколько лет трудов расцветает роскошный цветок. Который потом так просто кому-то походя сорвать и преподнести в дар красотке. Всё, что расцветает и украшает жизнь, требует трудов. А красивые жесты за чужой счет - только наглости.
И детей тоже растить долго, нудно, затратно. Куда приятнее совершать подвиги на глазах очередной прелестницы, чем заниматься сыном. А что Феофил вырос капризным и недалеким - так это вина матери.
В фильме барон празднует возвращение из ипостаси Миллера к своему обычному образу грандиозным погромом в теплице. Прямо-таки духовное возрождение! Горшки бьются, столы переворачиваются, из сломанных труб брызжет вода - салют, свежесть! Но по сути от действий Герострата это отличается только масштабом.
И обратите внимание! Барону становится очень обидно, когда другие начинают ломать его башенку. Когда то, что создал он: легенду, славу, имидж городской достопримечательности начинают корежить и использовать в своих целях другие люди. Как они посмели! Ведь это всегда было только его право - насмехаться над тем, что важно другим.
В конце-концов Мюнхгаузен вроде бы выходит моральным победителем. Но действует он своим привычным способом - разрушением. Правда, на этот раз он готов разрушить самого себя...
И, конечно, его запомнят!
другие статьи на канале по теме:
"Роковые мужчины": Долго ли светят "кометы"?
"Роковые женщины": счастливы ли они?
В чем разница между достоинством и гордыней?
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба