Приверженцы нетрадиционной исторической хронологии указывают на следующий аргумент: на одной из мозаик в Помпеях ясно видно изображение кукурузы, в то время как известно, что кукурузу привезли из Америки только в XVI веке. Ближайшее извержение вулкана Везувий произошло в 1631 году, что означает, что Помпеи могли быть разрушены только в XVII веке, а не в первом, как утверждает официальная наука.
С начала 1748 года испанский военный инженер Роке Хоакин де Алькубьерре начал систематические раскопки в древнеримском городе Помпеи, а также в Геркулануме и Стабиях. В период с 1808 по 1814 годы археологические исследования в Помпеях были организованы Мюратом, маршалом Наполеона, который тогда правил Неаполитанским королевством. С середины XIX века ученые начали использовать гипс для заливки пустот, образовавшихся в вулканическом пепле и представляющих тела людей и животных, не сохранившихся до наших дней. С 1961 года основной акцент в Помпеях был смещен на реставрацию домов и других сооружений, однако более 20% территории города до сих пор остается нераскопанным.
За все это время во время археологических раскопок в Помпеях было обнаружено множество предметов, которые имеют точное указание на дату их создания, включая монеты императора Тита Флавия Веспасиана. Античная керамика I века, известная как "краснолаковая" (в отличие от более древней "чернолаковой"), которая была обнаружена в изобилии в домах жителей Помпей, явно не похожа на керамику XVI-XVII веков, покрытую цветной глазурью (так называемые итальянские майолики).
Одежда, характерная для XVII века (парики, кафтаны, чулки), отличается от находок, обнаруженных в Помпеях и Геркулануме. В то время как древнее одеяние не сохранилось, было найдено множество застежек и других металлических деталей, которые позволили восстановить типичные для эпохи принципата наряды, присущие Риму. Кроме того, на статуях и фресках, найденных в Помпеях и Геркулануме, изображены люди, одетые в античную одежду, а не в костюмы Нового времени.
Были изготовлены гипсовые отливки в местах, где образовались пустоты, включая те, что остались после тел не только людей, но и собак, которые были засыпаны пеплом вместе со своими владельцами. Собаки оказались представителями древнеримской породы Canis Pugnaces, которая не сохранилась в своем чистом виде в последующие тысячелетия (ее далекими потомками считаются неаполитанский мастиф и кане-корсо).
Здания в Помпеях были построены из квадратных античных кирпичей, используя кладку opus mixtum. В Новое время такие кирпичи не производились. Особенно заметны были трубы городского водопровода Помпей, снабженные сложными вентилями. Это также была древнеримская технология, с использованием свинцовых труб стандартного диаметра и бронзовых вентилей. Однако, в XVII веке стандартизации практически не было, мастера того времени, как правило, создавали уникальные изделия на заказ, не повторяясь. Кроме того, водопровод в античности был обычным делом, в то время как после Темных веков в Европе он стал широко распространен только в XIX веке.
В конце XVI века итальянский архитектор Доменико Фонтана начал строительство канала с подземным участком, который проходил сквозь руины Помпей. Этот подземный водовод прокладывался через стены, что было возможно только в том случае, если они уже были разрушены и находились под землей. Сохранились записи, указывающие на то, что строители канала предположили, что они прокладывают его через руины древней виллы. Строительство было завершено в 1605 году, что окончательно подтверждает факт, что в те времена никто не жил в Помпеях, так как местные жители не разрешили бы строить подобное сооружение, проходящее прямо сквозь жилые дома.
Итак, что же насчет кукурузы на мозаике из Помпей? На самом деле, изображение кукурузы вовсе не относится к Помпеям. Эта мозаика находится в Павильонном зале Эрмитажа и была создана в 1858 году. Она является творческой копией римской мозаики III века, найденной в термах Отриколи, перенесенной в XV веке в Ватикан и украшавшей пол зала Ротонды в Соборе Святого Петра. При копировании оригинальный рисунок был слегка изменен, добавив пару кукурузных початков для более яркого эффекта, хотя в оригинале их на самом деле не было.