Найти тему

Маруся Марусева. Клодт


«Ничего, кроме травы…»

В 2021 году в Русском музее работала выставка «Художественное наследие семьи Клодтов», в период проведения которой состоялась серия онлайн-лекций и встреч по истории династии. Об одном из ее представителей не было сказано ни слова.
Константин Александрович Клодт (1867 – 1928).
Он родился в год смерти знаменитого деда Петра Карловича. Отец Александр Константинович, и мать Вера Петровна - двоюродные брат и сестра. Что там было: любовь-любовь или грех прикрывали, история умалчивает. В Орловском поместье, полученном Верой в приданное, родились четверо детей. Папенька – прохвост, имение проиграл, а вскоре и умер. Семья осталась без всяких средств к жизни. Константину тогда было 3 года, сестре Софье всего годик. Кроме них, было ещё двое сыновей - Николай и Евгений.
Вдова с четырьмя детьми уезжает в Москву, снимает квартиру в Замоскворечье, на жизнь прирабатывает рукоделием и изготовлением искусственных цветов. Образование детям мать дать не могла, но тут на помощь пришли художники и устроили трёх мальчиков на казённый счёт в Московское художественное училище ваяния и зодчества. Константин стал учиться по классу скульптуры.
Из того периода сохранилось произведение К.Клодта «Лев Толстой на пашне». Дневник Л.Н.Толстого хранит скупую запись: «Пришёл художник лепить для группы. Я вёл себя хорошо, не стесняясь Клодтом...»
Как лучший ученик пятилетия, скульптор был награждён поездкой в Италию. Эту поездку с ним разделил выпускник училища Сергей Коненков и опубликовал воспоминания о ней: «Рим, Рим - благословенный город, - утром, днём и вечером напевали мы с Костей Клодтом, открывая для себя несметные культурные богатства итальянской столицы. <…> Наконец, сняли собственные студии вдоль терре дель Пополе и некоторое время, пока позволяли средства, лепили с натуры».
Не берусь судить о таланте С.Коненкова, но в наше время он знаменит двумя фактами:
1. его жена была любовницей А.Эйнштейна;
2. за Коненковым в США И.В.Сталин отправлял персональный пароход.
Дома Клодта ждала престижная работа у ювелира Карла Фаберже, с которым он сотрудничал всего год, а потом отправился по приглашению К.А. Савицкого в Пензу, где получил место преподавателя в училище, казённую квартиру. По утрам он вёл класс скульптуры, а вечером – рисунка. Прославленная фамилия, талант, растущая известность помогали скульптору получать дополнительную работу. Например, «кони» Московского ипподрома (копии коней Аничкова моста) работы именно К.А.Клодта.
В училище встретил Константин Александрович и свою суженую - ученицу Тамару Харитонову, дочь полковника. Через год они обвенчались, а в 1900-м в семье появилась дочь Нина, в 1902-м - Павел, в 1904-м - Пётр. Все дети Клодта проявили художественные таланты. Но способнее всех казался Павел - родительская гордость. Неожиданная беда настигает семью. Павлик заразился тифом, спасти его не удалось.
В первые послереволюционные годы скульптор Е.В. Равдель, настоял на увольнении Клодта, как «чуждого классового элемента». Константина Александровича лишили работы, однако, по ходатайству коллег-педагогов за ним оставили казённую квартиру.
Дочь писала, что отец очень переживал изгнание со службы. Он был просто потрясён случившимся и на некоторое время лишён движения на нервной почве. Семья осталась без средств. Имевшаяся в доме коллекция керамических ваз, даже мебель, шли в обмен на муку, картофель, пшено. Клодт работал поваром на банкетах, измельчал гипсовые отливки, сваленные в кучу во дворе училища, и продавал получившийся порошок пензенским стоматологам. Он обносился до того, что не имел брюк, и их пришлось сшить из пледа.
Избавлением от нищеты и голода стало неожиданное письмо ученика и коллеги по училищу форматора П.В. Серёгина, который перебрался на Урал и нашёл работу на Каслинском заводе. Он предложил Клодту приехать в Касли. Павел Викторович писал: «Я слышал - вы без работы, а я живу на Урале. Есть тут на заводе в Каслях художественный цех, есть работа. Если хотите - приезжайте».
Продолжение следует