Найти в Дзене

Рассеяние света в макрофотографии и как сделать свой рассеиватель

Оглавление

Так уж сложилось, что для макрофографии требуется очень много света, и, разумеется, у многих фотографов возник вопрос, как и чем рассеивать свет, чтобы это было удобно и не мешало снимать букашек. В этой статье я рассмотрю материалы для рассеяния, расскажу про свой опыт с примерами фотографий и подскажу как сделать свой рассеиватель.

Что такое рассеяние света?

Это когда прямой луч света, взаимодействуя с веществом, меняет угол распределения светового потока (хотя там меняется больше, но нас интересует только угол). Простыми словами, из одного луча света появилось множество других, не таких интенсивных. Нарисовал для вас схему.

Схема, конечно же, упрощена, рассеяние света это серьезная тема в физике
Схема, конечно же, упрощена, рассеяние света это серьезная тема в физике

Напомню, что в макро мы всегда используем вспышку, без нее не особо удобно. Даже палящее солнце не даст вам нужное количество света при маленькой диафрагме и двухкратном увеличении. Вспышка дает короткий и сильный импульс света, если не применять рассеиватель то свет будет жестким, некоторые поверхности будут иметь яркий блик, а тени будут чёрными.

А вообще, нужен ли рассеиватель? Почему нельзя без него?

Зависит от того, кого вы снимаете и как снимаете. Если вы как и я любите всех у кого куча лап, крыльев, глаз, то скорее всего вам придется использовать вспышку, а значит и рассеиватель. Ну а если вы снимаете летящих пчелок или стрекоз то можно обойтись без вспышки и рассеивателя. Вообще это крупные насекомые, тут можно обойтись даже без макрообъектива, но придется ловить золотые часы, иначе свет на фотографии всё равно получится жестким.

«Золотой час» — это первый час после восхода солнца и последний час перед закатом. В это время свет мягкий и оранжевый, а не жесткий и белый, как например в полдень.

Насколько важно рассеивать свет?

Лично для меня очень важно, я с первого дня изучения макрофотографии решил это для себя. Достаточно несколько примеров фотографий, чтобы понять почему рассеиватель обязателен.

Ниже фотография златоглазки обыкновенной. Фотографы любят златоглазку за её глаза, но что мы видим на фотографии? Из за отсутствия рассеивателя(или он был просто плохим) на глазу сильнейший блик и жесткие тени, тело насекомового бликует, крылья тоже бликуют.

Нашёл на просторах интернета
Нашёл на просторах интернета

А это уже моя, свежая фотография златоглазки в этом году. Как вы видите фотографии очень разные, оказывается глаз не черный, а зелено-золотой, с радужными переливами, тени очень мягкие. С биологической точки зрения такая фотография корректнее передает вид насекомого.

Давайте рассмотрим еще примеры!

Очень много насекомых имеют глянцевые панцири, особенно различные жуки, это всегда тест для рассеивателя, если сильных бликов на панцире нет, значит рассеиватель хороший.

На фотографии ниже явно не заморачивались с рассеиванием, судя по характеру света это прямой свет от вспышки. Такая фотка подошла бы для какой-то домашней галерии, но для профессионального сообщества не подойдет.

Нашёл на просторах интернета
Нашёл на просторах интернета

А это уже моя фотография, я неудачно держал рассеиватель и в итоге он ничего не рассеял. Панцирь в бликах, всё либо пересвеченное либо темное, такие фотки мне не нравятся, я их никуда не выкладываю, для меня это брак.

-5

Здесь уже всё в порядке с рассеиванием, хотя хотелось бы, чтобы свет упал на глаза, но как получилось. Весной нужно внимательно осматривать завернутые листики, там могут ждать тепла различные насекомые.

Очень маленькая и милая божья коровка
Очень маленькая и милая божья коровка

А эту фотографию я считаю своим идеалом рассеивания, здесь и мордочку хорошо видно и остальные детали. Возможно, это одна из лучших моих фотографий божьих коровок.

Да, я обожаю эту фотку и готов вставлять её в каждую статью 😈
Да, я обожаю эту фотку и готов вставлять её в каждую статью 😈

А можно ли сделать свет мягче на этапе обработки в редакторе?

Ну совсем чуть-чуть можно, но в целом фотографию с жестким светом уже не спасти, также как и слишком светлую или темную фотографии.

Никогда не стоит надеяться на обработку, «сырая» фотография должна быть изначально хорошая, с правильной экспозицией и светом

Думаю вы сами можете сделать для себя вывод, нужно ли рассеивать свет, я лично считаю, что это обязательный пункт для любой макрофотографии. Так фотографии передают правильный цвет, текстуру, детали объекта, и в целом отлично выглядят.

Материалы для рассеивания света

Не буду расписывать про все материалы, расскажу про самые популярные и удобные.

Белый полупрозрачный пластик

Самый лучший и удобный материал — это белый полупрозрачный пластик(еще называется транслюцентный пластик), его часто применяют в декорировании и интерьере. Это легкий, прочный и простой в использовании материал, не промокает, не рвётся.

На данный момент, мой основной рассеиватель сделан именно из такого пластика толщиной в 0.5 мм, пока что получилось выбраться на охоту только пару раз, но результат мне понравился, рассеивает хорошо и удобно брать с собой. Из за небольшой толщины можно использовать вспышку на малой мощности и делать длинные серии фоток.

-8

Мебельный поролон

Второй, менее популярный, но отличный материал. Рассеивает прекрасно, но т.к. сам по себе поролон очень мягкий то нужен прозрачный пластик для создания каркаса. Поролон также со временем желтеет(сильно влияет на баланс белого, картинка очень желтая), его легко замарать и порвать, например об ветку.

В прошлом году я сделал себе конусный рассеиватель из поролона, он помог мне сделать очень много хороших снимков, но он был неудобный, к нему всё прилипало, а из за жесткого каркаса было неудобно брать с собой в поездки.

-9

Белая ткань

Различные типы ткани из синтетики, хлопка и т.д. Часто используется в фотографии в целом, есть большие студийные рассеиватели с таким материалом. В макро ткань не часто используют из за проблем с рассеиванием. Также она легко марается и намокает, зато многие рассеиватели из ткани компактные и их удобно брать с собой в поездки.

-10

Белая бумага

Тонкий картон, бумага для запекания, салфетки и прочее. Этот тип материала самый дешёвый и простой, он у каждого есть дома. Не пользуется популярностью по очевидным причинам, проблемы с рассеиванием, слабая надежность. Если под рукой нет никакого другого материала то бумага выручит вас, но по возможности надо будет сделать другой рассеиватель.

-11

Остальные материалы нет смысла рассматривать, они либо дорогие и их трудно достать, либо посредственно рассеивают. По моим наблюдениям 70% макрофотографов используют рассеиватели из различных типов пластика, 20% из поролона, пены и похожих материалов, 10% приходится на другие, редкие материалы. Поэтому я советую не изобретать велосипед и идти проторенной дорожкой, делать рассеиватели из удобных и хороших материалов.

Как сделать рассеиватель самому

Сделать рассеиватель легко, я не буду делать отдельную, большую статью под эту тему, я просто приложу для вас файлы для печати двух моих самодельных рассеивателей, вам останется только вырезать из бумаги, примерять это все на свои камеры и вспышки, а потом подкорректировать размеры и вырезать всё на нужном материале.

В статье ниже я расписал типы популярных рассеивателей, поэтому заново писать плюсы и минусы конструкции не буду, всё есть там.

Рассеиватель конусного типа из мебельного полорона

Очень простой рассеиватель, лучше всего работает с небольшими вспышками по типу Meike MK320, если у вас высокая вспышка то такой рассеиватель скорее всего не подойдет.

Вам понадобится:

  • Белый мебельный поролон толщиной 1 см, плотность 18 кг/м3 (при покупке я на этот параметр не смотрел, так что не знаю как поведет себя плотность выше или ниже)
  • Прозрачный пластик толщиной 0.5 мм (у меня был прозрачный лист ПЭТ)
  • Обувной клей, чтобы склеить части между собой
  • Какая нибудь насадка на объектив, чтобы держать конус (Бленда, переходное кольцо и т.д.)

Процесс создания проще некуда:

  1. Распечатываете мой файл на листе А3
  2. Примеряете всё, корректируете если надо
  3. Вырезаете материал по заготовке
  4. Склеиваете две части, клеить надо по краям и чуть-чуть в середине, весь лист обмазывать не надо
  5. Закрепляете хвосты чем угодно, клеем, кнопкой, скрепками(я закрепил скрепками, а потом переделал под кнопку)
  6. Делаете насадку на объектив из чего хотите, можно купить бленду и отпилить у нее лепестки(я так и сделал), можно кольцо повышающее поставить
  7. Радуетесь хорошим фотографиям

Обновление 04.11.2023. Спустя месяцы использования рассеивателя из полупрозрачного пластика и сравнения прошлых фотографий с рассеивателем из поролона могу сказать, что поролон не самый лучший материал для рассеивания из за сильного изменения баланса белого, рекомендую его использовать только в том случае, если нет никакой альтернативы.

Рассеиватель с козырьком из полупрозрачного пластика

Тут уже сложнее и понадобятся необычные инструменты. Для такого рассеивателя обязательно нужна высокая вспышка, например Godox TT350.

Вам понадобится:

  • Белый транслюцентный (полупрозрачный) пластик 0.5 мм
  • Матовая черная самоклеющаяся бумага
  • Шнурки/веревка/резинки
  • Кнопки пластиковые и пресс для них(есть способы закрепить кнопки без пресса, но у меня не получилось)
  • Шуруповерт и сверла по дереву/пластику (не обязательно, но дырки с ним удобнее делать)
  • Стопор на пружине (не обязательно)

Процесс создания

  1. Распечатываете мой файл на листах А3
  2. Примеряете всё, корректируете если надо
  3. Вырезаете материал по заготовке(можно на этом этапе наклеить матовую черную пленку на козырек, на его внешнюю сторону и все вместе вырезать)
  4. Размечаете отверстия под кнопки по центру на переднем рассеивателе и козырке, они должны быть посередине, передний рассеиватель застегивается на козырьке сверху
  5. Сверлите отверстия под кнопки(кнопка состоит из двух половинок, для них нужны отверстия разного диаметра)
  6. Сверлите отверстия под шнурки
  7. Продеваете шнурки и закрепляете их стопорами (одну сторону можно завязать, а на другой поставит стопор)
  8. Надеваем всю конструкцию, козырек на вспышку, передний рассеиватель на объектив, подтягиваем где надо, защелкиваем кнопкой две части, закрепляем чем угодно хвосты козырька на вспышке (я закрепил лентой велкро)
  9. Радуетесь хорошим фотографиям

Размеры рассеивателей в файлах сделаны под мою вспышку и объектив. Если у вас другой сетап то вы должны сами всё подкорретировать, файлы PDF сделаны в Adobe Illustrator с сохранением редактирования, если умеете им пользоваться то можете поправить размеры прямо там.

Ну вот и всё! Скачивайте, вырезайте, экспериментируйте, задавайте вопросы в комментариях.

* * *

Подписывайтесь на мой канал, здесь будет много насекомышей, пауков и прочей живности! Если я вам чем-то помог, то вы можете отблагодарить меня копеечкой. Все донаты пойдут на развитие канала и покупку разных интересностей для съемки. Спасибо за поддержку!

СберЧаевые