Найти в Дзене
Оружейникофф

Пилотируемая торпеда Neger Гитлера

Вторая Мировая война дала толчок для развития военной техники и оружия. Противостояние на море требовало точных и дальнобойных торпед, что для того уровня автоматики было недостижимо. Тогда же появилась идея сделать торпеду человекоуправляемой. У японцев была торпеда «Кайтэн», правда, с пилотом-смертником, у итальянцев - «Майале», гитлеровцы также заинтересовались этой темой, но пошли другим путем.

Человекоуправляемая торпеда Neger
Человекоуправляемая торпеда Neger

Возможно, немцы считали, что пилот-смертник – это дико и недостойно «ариев», а итальянский вариант более подходил для диверсионной борьбы. Тем не менее, в середине войны было решено заняться этой темой, тем более, итальянцы использовали своего «поросенка» (Майале) довольно успешно. Чего не скажешь о японцах, хотя и им удавалось топить корабли американцев своими «Кайтэнами».

Японская торпеда "Кайтэн"
Японская торпеда "Кайтэн"

Специально для диверсий на море немцы создали специальные отряды «Kleinkampfverbande» (Соединения малого боя), где служили боевые пловцы, сверхмалые подлодки и катера-брандеры. Эти отряды и начали вооружать еще человекоуправляемыми торпедами.

И в 1944 году гитлеровцы под руководством морского инженера Рихарда Мора и офицера-подводника Фрица Фрауэнхайма, начали производство нового оружия. Ввиду ограниченных ресурсов и возможностей, сверхмалая подлодка изготавливалась на базе существующей торпеды.

Итальянская торпеда "Майале"
Итальянская торпеда "Майале"

Проект назвали «Neger», торпеда состояла из двух частей: торпеды G7e и обитаемой части, созданной на основе той же торпеды. Аппарат с пилотом располагался сверху, боевая торпеда крепилась к нему при помощи специального крепежа.

Обитаемая часть имела 7,16 м в длину и 533 мм в диаметре, пилот сидел в корпусе по плечи, его закрывал плексигласовый колпак от серийного самолета. Кабина пилота оснащалась простейшим правлением подлодкой, всего три рычага позволяли включать/отключать мотор, управлять движением и глубиной, правда, в небольших пределах, расцеплять базу с боевой торпедой. В качестве прицела использовался штырь перед колпаком, позднее штырей стало два, это позволяло более или менее точно наводится на цель.

Торпеда Негер на специальной тачанке
Торпеда Негер на специальной тачанке

Из навигационного оборудования у пилота был лишь наручный компас. Электрический двигатель с запасом аккумуляторов позволял разгонять «Негра» до 10 узлов, заряда хватало на 48 морских миль, правда, если двигаться со скоростью 4 узла. Двигатель самой боевой торпеды при этом не использовался, но после расцепки она могла разгоняться до 30 узлов и проходить дистанцию до 3-4 миль.

-5

Боевое применение выявило массу проблем торпеды «Негр», прежде всего в конструктивном плане. Потери торпед и пилотов доходили до 80%, причем в основном это гибель торпед не связанные с противодействием противника. Дыхательная система часто отказывала, основная торпеда часто тонула после отсоединения боевой, пилотам не всегда удавалось открыть колпак.

Торпеда Marder (Куница)
Торпеда Marder (Куница)

И хотя торпедам Neger все же удалось потопить немало кораблей противника, от них, сочтя потери неприемлемыми, решили отказаться. На смену им пришли более новые и совершенные Marder, хотя и они не внесли и не могли внести перелом в исход войны.

-7