На тихой улице Братьев Коростелевых, небогатой на архитектурные памятники и запоминающиеся исторические события, стоит симпатичный двухэтажный с однооконным мезонином дореволюционный особнячок небесно-голубого цвета , щедро декорированный белыми лепными деталями.
Табличка на фасаде сообщает, что здание является памятником архитектуры местного значения по этой причине принято под охрану государства, а выстроено было в 1889-м году и принадлежало Отделу Просвещения Самарско-Златоустовской железной дороги.
Как бывало не раз, информация представляется не слишком достоверной. То есть дата постройки вполне правдоподобна : конец 1880-х и начало 1890-х – самое время расцвета эффектно сочетающей элементы разных стилей эклектики, а вот железнодорожное Управление заказчиком и владельцем дома назначено явно ошибочно. Почему? Во-первых, работы по железнодорожному строительству на линии Самара-Златоуст были начаты только в мае 1886-го, заработала дорога в октябре 1892-го, а служба Управления заранее арендовала часть помещений в доме Челышева на Красноармейской, 60 еще на стадии строительства.
Во-вторых, построенная за казенный счет и подотчетная казне железная дорога занималась строго своим делом – перевозкой людей и грузов, а «просвещение» было задачей совсем других структур.
И в-третьих, строительство здания за государственный счет было возможно только по проекту, согласованному в столице. Проект нарядного бело-голубого особнячка, воплощающего купеческие представления о красоте, не слишком соответствовал образу солидного делового здания и согласование в «верхах» явно бы не прошел!
В действительности дом по нынешнему адресу ул. Братьев Коростелевых, 99 выстроила для себя самарская мещанская семья Голубевых. С каких времен проживал в Самаре, когда приобрел усадебное место и чем занимался глава семейства Яков Иванович Голубев, неизвестно. Зато известно, что оба его сына – Алексей и Дмитрий – служили «приказчиками первого класса» в Сарептском магазине купца Юлия Богдановича Христензена на Дворянской. К «приказчикам первого класса» относился тогдашний топ-менеджмент – заведующие отделами, специалисты по закупке товара, бухгалтера и кассиры - так что, надо думать, жалованье братья получали неплохое.
Особняк Голубевых - классика купеческой эклектики, нарядной, богатой и «разностильной». Композиция пятиосевого фасада почти симметрична, в левой части располагался проем парадного входа с двупольными филенчатыми дверями. Угловые части здания и межоконные простенки оформлены крупным дощатым рустом, оконные проемы первого этажа лучковой формы обрамлены профилированными наличниками с замковыми камнями. В верхней части простенков размещены висячие лопатки с двумя рядами зубцов и «валиком» в верхней части, образующим раскреповку междуэтажного карниза.
В уровне второго этажа фасад декорирован еще более красочно. Над прямоугольными окнами боковых частей расположены розетки с цветочным орнаментом и рельефные полукруглые сандрики, арочные оконные проемы с архивольтами и замковыми камнями в средней части объединены общим прямым сандриком. Выделяющие центральную часть фасада широкие пилястры покрыты геометрическим узором. Увенчано здание небольшим мезонином с фигурной аттиковой стенкой и парапетными столбиками.
Поскольку строение сильно развито в глубину участка и имеет отдельные входы со двора, можно предположить, что часть особняка Голубевы сдавали в аренду. В годы Первой мировой, как видно на фото тех лет, предоставили дом под лазарет Земского союза.
Как использовался особняк Голубевых после революции и неизбежной национализации, точно неизвестно. Но! Возможно, «отдел просвещения Самарско-Златоустовской железной дороги» на фасадной табличке упомянут не зря. Можно предположить, что в послереволюционные годы острой нехватки квалифицированных кадров и просто грамотных людей здесь действительно велась какая-то учебно-просветительская работа с рабочими-железнодорожниками. В настоящее время здание служит многочисленным арендаторам.
Бывший владелец - Дмитрий Яковлевич Голубев – всю жизнь прожил в Самаре. Скончался 22 января 1961-го года в возрасте 92-х лет , был похоронен на центральном городском кладбище.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете