Найти тему
История нашего мира 2.0

Преция – госпожа Рима

74 год до н.э.

Римская Республика

Известия о потере Вифинии и осаде Халкедона войсками царя Митридата (смотри публикацию «Начало Третьей войны с Митридатом из Понта») пришли в Рим одновременно с сообщением с театра войны с Квинтом Серторием. Гней Помпей извещал сенат, что израсходовал на войну с Серторием большую часть своего личного имущества, денег для ведения войны у него нет. И если сенат не изыщет возможности прислать ему денег, он явится в Италию требовать денег на содержание войск со всей своей армией.

Консул Луций Лициний Лукулл, которому не нужно было появление Помпея в Риме (Помпея могли отправить воевать с Митридатом, Лукулл же сам хотел возглавить эту войну), весьма быстро изыскал деньги для Помпея и Метелла и направил им в помощь два легиона.

Предполагаемый бюст Лукулла. Эрмитаж
Предполагаемый бюст Лукулла. Эрмитаж

В эти же дни пришло ещё одно сообщение. Умер Октавий, римский наместник в Киликии. Лукулл сразу же развернул бурную деятельность, чтобы ему после окончания полномочий консула, выделили бы Киликию в управление (Лукулл знал, что ему хотят выделить Галлию, что его не очень устраивало). Назначение же в Киликию давало возможность Лукуллу вести боевые действия против царя Митридата, с которым у Лукулла были свои счеты ещё со времен Первой войны. Но для того, чтобы получить в управление Киликию, необходимо было заручиться большинством голосов в сенате. Тем более, что многие из влиятельных римлян рвались получить Киликию в свое управление*. И интриговали, как могли.

-2

И что же делает Лукулл, чтобы обойти своих конкурентов?

В дни его консульства огромной популярностью среди народа и влиянием в сенате пользовался Цетег**, враждебно относившийся к консулу.

Личная вражда между Цетегом и Лукуллом началась ещё во времена Луция Корнелия Суллы, когда Луций Лициний Лукулл публично и весьма жёстко критиковал поведение Цетега, наглого, распущенного, подававшего дурной пример молодёжи своими многочисленными любовными похождениями.

Лукулл решил использовать себе на пользу слабости Цетега.

В те дни жила в Риме некая Преция. Она славилась среди римлян своей красотой и умением получать от жизни всё желаемое. Но в отличие от других женщин, имевших многочисленных любовников, Преция талантливо манипулировала теми мужчинами, которые попадали в её сети, заставляя выполнять её просьбы и пожелания, касалось ли это частных дел или государственных интересов. В результате она получила огромное влияние на жизнь Рима того времени. Среди прочих, в её сети попал Цетег, находившийся на вершине славы и фактически правивший Римом. Но так как Преция очень быстро научилась управлять Цетегом, то ни одно важное государственное решение в сенате не принималось без её участия. Она подсказывала Цетегу, какое решение стоит заблокировать при голосовании, а какое, наоборот, принять. Многие об этом знали, но изменить что-либо не имели возможности. Эту Прецию и решил использовать Лукулл в своих целях. Он начал одаривать Прецию подарками, выказывать ей свое уважение, что весьма понравилось Преции, и та взялась помогать консулу в его деятельности***.

Гюстав Буланже. Летняя трапеза в доме Лукулла
Гюстав Буланже. Летняя трапеза в доме Лукулла

С этого момента, ранее враждебно настроенный к Лукуллу, Цетег начал превозносить консула до небес, расхваливая его военные и иные таланты, и помог Лукуллу получить в управление Киликию. Более того, сенат и народ единодушно поручили Лукуллу вести войну с Митридатом. Товарищ Лукулла по консульству Марк Аврелий Котта также был направлен на восток в помощь Лукуллу для охраны Пропонтиды.

* для "понимания момента". В те времена получить в управление Киликию - всё равно что нынче получить Газпром с Роснефтью)) А Галлия - так, Ростех какой-то))

** Пу́блий Корне́лий Це́тег (лат. Publius Cornelius Cethegus; родился около 131/127 года до н. э. — умер до 66 года до н. э.) — римский политический деятель из патрицианского рода Корнелиев, предположительно претор в 80-е годы до н. э. Был сторонником Гая Мария, позже перешёл на сторону Луция Корнелия Суллы. Обладал огромным политическим влиянием в 70-е годы до н. э. Плутарх в биографии Лукулла упоминает «постыдные любовные похождения» Цетега, «его наглость и распущенность». Цицерон называет имя Публия в своём перечне римских ораторов в трактате «Брут». По его словам, красноречия Цетега «как раз хватало для выступлений по государственным делам, которые он полностью постиг и понимал до тонкостей, так что в сенате его уважали не меньше, чем мужей консульского звания; но в уголовных делах он был ничто, а в частных — не более, как ловкий стряпчий».

*** "инвестиции" Лукулла в Прецию окупились сторицей. Отнюдь не бедный Луккулл, стал кратно богаче после завершения войны с Понтом и Арменией. "Добытые у неприятеля оружие и другие военные орудия были так многочисленны, что заняли бы в процессии слишком много места. Лукулл выставил их для обозрения во фламинском цирке. В триумфальном шествии видны были несколько панцирных армянских всадников, которых римляне более всего боялись и которые менее всех оказались опасны, затем 10 боевых колесниц, 60 друзей и полководцев побежденных царей, 110 продолговатых кораблей с железными носами, золотая статуя высотой 6 футов и осыпанный жемчугом щит Митридата, 30 носилок с серебряной утварью, 32 с золотыми чашами, оружием и монетами. Позади людей, несших все это, следовали мулы, из которых 8 были навьючены золотыми постелями, 56 – серебряными слитками, 77 – серебряными монетами ценностью в 2 700 000 драхм. На особых досках были обозначены суммы, выданные им частью Помпею на ведение войны с пиратами, частью сданные казначеям республики или розданные солдатам. В заключение Лукулл устроил для города пиршество, на которое им было выдано более 100 000 бочек вина. Но в целом триумфальное торжество из-за своей запоздалости потеряло значение и не встретило особенно радостного участия."

(Источники: Аппиан, Плутарх)