Принято у нас про всю коррекцию говорить, что ребенок, окончивший такой сад/школу, получит "волчий билет", не сможет нигде больше учиться и вообще жизнь у него пойдет под откос. Давайте разбираться, какие виды коррекции вообще существуют, что за образовательные документы в них дают и какое дальнейшее обучение "светит" после.
Не мудрствуем и без далеко идущих фантазий открываем правовой документ, в котором всё прописано - Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 "О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий". При прочтении приложении 3.1 к этому документу сразу становится ясно первое - коррекция бывает очень разной, а значит равнять всех под одну гребёнку не имеет смысла.
Всего существует 9 вариантов АООП(адаптированных основных образовательных программ), обозначающихся 2 цифрами через точку - например, 6.3.
Первая цифра, - в нашем примере это 6, - обозначает, грубо говоря, код ведущего нарушения:
1 - программа для глухих детей:
2 - для слабослышащих и позднооглохших;
3 - для слепых;
4 - для слабовидящих;
5 - тяжёлые нарушения речи;
6 - цифра из примера выше и значит она НОДА (нарушения опорно-двигательного аппарата);
7 - задержка психического развития (ЗПР);
8 - расстройства аутистического спектра (РАС).
Отдельно выделяется вариант 1 и вариант 2 для детей с умственной отсталостью (УО), который иногда именуют 9-ой программой.
Но помним, что после первой цифры стоит ещё одна цифра - от 1 до 4. В нашем примере -, 6.3, - это .3. Коротко объясняю различия здесь:
.1 - ребенок по развитию норма или близок к ней, но имеет некритические проблемы, требующие доп. занятий и адресной коррекции;
.2 - дети могут несколько отставать от нормы, а могут и не отставать, а просто нуждаться в дальнейшей коррекции, скажем, после сложных диагнозов. В эту группу определяют детей с высоким потенциалом к полному восстановлению, не имеющих умственной отсталости;
.3 - из нашего примера про 6.3. Эта цифра предполагает, что впридачу к основному коду нарушения идёт лёгкая умственная отсталость. В случае с РАС сюда могут определить и тех аутистов, кто УО не имеет, но у ребенка в одной области "очень густо", а в другой "очень пусто", что требует отдельного графика обучения и сильно затрудняет стандартный темп освоения ФГОС;
.4 - впридачу к основному нарушению идёт ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития). Подразумевает под собой умственную отсталость средней и тяжёлой степени. Могут плюсоваться и другие нарушения, например, аутизм, сенсорные проблемы, ДЦП и прочее.
Таким образом, наш изначальный пример с 6.3 можем прочитать, как "Образовательная программа для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и лёгкой УО". 8.4, к примеру, будет читаться как "Программа для ребенка с аутизмом и средней или тяжёлой УО". 1.1 - "Программа для глухого, но интеллектуально сохранного ребенка" и т.д.
В некоторых программах вторых цифр только 2: 1 и 2. Это программы для:
- ТНР (5 вид - 5.1 и 5.2)
Если при ТНР есть умственная отсталость, то она считается основным нарушением, а нарушения речи считаются её последствием. Поэтому таких учащихся отправляют на 9 программу или любую другую, если есть ещё какие-то проблемы со здоровьем.
- ЗПР (7 вид - 7.1 и 7.2)
Не бывает ЗПР с лёгкой умственной отсталостью - у ребенка четко должна быть диагностирована или ЗПР, или умственная отсталость. Многие путают одно с другим, а это принципиально разные вещи.
- УО (9 вид - 1 вариант или 2 вариант):
1 - для лёгкой умственной отсталости;
2 - для средней и тяжёлой УО, которая может сочетаться с другими нарушениями развития.
Тяжелее тяжёлой УО бывает только глубокая УО, но таких детей не научить даже элементарным бытовым вещам, что уж говорить хотя бы про какие-то элементы ФГОС? Поэтому отдельных программ для них нет.
В любом случае, можно ориентироваться по вторым цифрам: .1 и .2 - это любое нарушение без УО, за исключением 9 вида АООП, а .3, .4 и 9 вид - это почти всегда наличие УО, кроме индивидуальных ситуаций с аутистами, так как РАС подразумевает неравномерное развитие.
И здесь мы подходим к следующему - дети с любой коррекционной программой с кодировкой .1 или .2 (кроме 9-го вида) после окончания школы получают совершенно обычные документы об образовании и могут идти в любое образовательное учреждение. Почему? Потому, что эти программы несмотря на коррекционность предполагают, что ребенок полноценно освоил ФГОС, на базе чего он может сдавать ГИА, а после идти туда, куда хочет.
Может сдать и ЕГЭ, но для этого надо переходить в обычную школу в 10-ый и 11-ый класс - в коррекции предусмотрена только девятилетка.
Поэтому, если у ребёнка коррекционная программа со второй цифрой 1 или 2, то нет смысла переживать за какие-то там "волчьи билеты". Ребёнок по таким программам просто учится дольше на 1 год, да и то не всегда. Это не такая уж большая плата за то, что вокруг будут нужные специалисты, помощь и более мягкие условия обучения.
Откуда же тогда взялся стереотип про "Коррекция ставит крест на будущем"?
Просто люди по незнанию часто смешивают всё в кучу.
"Ставят крест" программы .3 и .4 + 9 вид потому, что они не предусматривают полноценного овладения стандартами ФГОС. Стандартно оценить таких учеников на базе экзаменов нет возможности, поэтому им выдаётся "справка" - свидетельство об обучении.
Об этом прямо говорит Письмо МинПросвещения:
"...обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) выдаётся свидетельство об обучении.
Свидетельство об обучении не является документом об уровне образования, поскольку обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не усваивают в процессе получения образования уровни общего образования, установленные федеральными государственными образовательными стандартами начального, основного и среднего общего образования, и не проходят государственной итоговой аттестации."
Справка об обучении действительно ограничивает людей в получении дальнейшего образования - с ней не пойти в ВУЗ и не поступить в обычный колледж. Но, повторюсь, не потому, что "Как же так?! Сегрегация!.." и всё такое, а потому, что не усвоен ФГОС - ребёнок его не может усвоить за отведенное время в силу интеллектуальных нарушений потому, что интеллектуальный возраст при УО ограничен. Вот весьма наглядная табличка:
Даже есть ориентироваться на самую-самую легкую УО, то фактически такой человек никогда не будет психологически старше 12 лет. Соответственно, нет особого смысла пихать в него невпихуемое в виде тригонометрий с физиками и прочим. Лучше научить тому, что он точно может усвоить - какой-нибудь трудовой профессии. И закон об этом прямо и говорит:
"...свидетельство об обучении дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям для лиц с нарушением интеллекта ... или обучение в 10-12 классах (группах) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей в части трудового обучения".
Волчий ли билет это в отношении детей с УО? Нет. Скорее, это разумный подход к способностям ребёнка, а не насилие над ним, собой и окружающими, чтобы быть как все.
Спасибо что читаете меня!
Инструкция, что делать, если вы подозреваете у ребёнка нарушение развития
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)