В конце декабря 2022 года исполнилось 50 лет с того дня, когда во ВНИИНМ по решению академика А. А. Бочвара была создана специальная лаборатория по разработке технических сверхпроводников.
Как все начиналось
Годом начала разработки технических сверхпроводников в мире считается 1961-й, когда был открыт метод Кюнцлера, впервые позволивший получить длинномерную сверхпроводящую проволоку, использованную для изготовления сверхпроводящего соленоида. В том же году академик Исаак Константинович Кикоин (Институт атомной энергии им. И. В. Курчатова) предложил директору ВНИИНМ Андрею Анатольевичу Бочвару заняться разработкой сверхпроводящих материалов. С позиции сегодняшнего дня мы можем оценить огромную заслугу академика Бочвара: он, как выдающийся ученый, сумел увидеть перспективу и важность нового направления и понять, какую пользу это может принести в будущем отечественной науке и технике.
До 1972 года тематикой сверхпроводимости занимались несколько групп специалистов из различных подразделений ВНИИНМ, было проведено большое количество исследований, получены опытные и промышленные образцы сверхпроводников. Эти результаты были положены в основу деятельности специальной лаборатории, созданной в отделении под руководством доктора технических наук Анатолия Дмитриевича Никулина, который был организатором и вдохновителем этого направления более 30 лет, с самого начала работ и до последнего дня его жизни. Эстафету подхватил его ученик и последователь доктор технических наук Александр Константинович Шиков, которого хорошо знали и ценили специалисты не только в нашей стране, но и за рубежом, где его даже прозвали «мистер Сверхпроводимость».
Первые успехи
Первым успешно осуществленным проектом лаборатории в сотрудничестве с другими организациями — Институтом атомной энергии им. И. В. Курчатова (ИАЭ), Ульбинским металлургическим заводом в Усть-Каменогорске (УМЗ) и др. — стал Токамак-7 (Т-7), который был изготовлен и запущен в работу в период 1974–1978 годов. Это первый в мире токамак со сверхпроводящим магнитом тороидального поля с использованием сверхпроводников на основе сплава NbTi. Материалы для него были изготовлены на УМЗ, где была внедрена разработанная во ВНИИНМ технология. Еще через несколько лет там же были изготовлены сверхпроводники на основе Nb3Sn для магнитной системы токамака Т-15 (1988), которая также была первой в мире.
Признаюсь, в советское время было даже обидно, что направление сверхпроводящих материалов считалось у нас закрытым и мы не могли тогда публиковать свои работы в международных научных изданиях. Например, мы читали в СМИ о японских передовых разработках и понимали: мы подобные технологии уже не только придумали, но и использовали, а для японцев наш «вчерашний день» был новым научным достижением.
В 1991 году политическая ситуация изменилась, страна стала более открытой и стало возможным обмениваться научными результатами с зарубежными коллегами. После международной конференции по магнитным технологиям МТ-12 в Санкт-Петербурге об уровне разработок сверхпроводящих материалов в СССР узнали в научном мире. Начались визиты представителей зарубежных организаций во ВНИИНМ.
К нам приезжали японцы, корейцы, американцы, англичане и специалисты из других стран. Мы им показывали, как мы работаем, и они поражались тому, как все организовано. Неподдельное восхищение вызывало то, что у нас в одном месте сконцентрировано все необходимое для разработки технологии получения сверхпроводников: от литейного оборудования, механической обработки заготовок (включая уникальный 1600‑тонный пресс), термообработки и до лаборатории криогенных измерений и металловедческого комплекса с возможностью тонких структурных исследований. При этом, принимая иностранных специалистов, мы не боялись за наши технологии, так как их практически невозможно воспроизвести. Изготовление сверхпроводящих материалов — это сложнейший процесс, там много тонкостей, которые и являются определяющими.
Полный материал читайте в журнале «Вестник атомпрома».