На севере центральной части Баварии, на реке Пегниц, стоит второй по численности населения город Германии -Нюрнберг, его крупнейший экономический центр.
Первое письменное упоминания о поселении Норенмберг, обнаружили в документах середины XI века, когда на высоком холме, расположенном на берегу реки Пегниц, император Священной Римской империй Генрих III заложил крепость.
Завершил ее строительство в конце XI столетия и расширил до замка Фридрих I Барбаросс во время своего правления, где любил часто бывать.
Частые посещения Фридрихом I своего замка способствовали развитию торговли и развитию поселка, и благодаря тому, что он был очень выгодно расположен на пересечении торговых путей с севера на юг и с запада на восток.
Нюрнберг называют «неофициальной столицей Священной Римской империи» потому, что Императорские рейхстаги и суды заседали в Нюрнбергском замке между 1211 -1543 годами, а они были важной частью административной структуры империи.
В 1219 году император Фридрих II даровал Нюрнбергу «Великую грамоту о свободе», а это значит, что жители города выбирали себе бургомистра, судью и прочую городскую власть, чеканить монеты, вели независимую таможенную политику, но вместе со всем этим - сами защищали город, торговали и - платили в казну налоги.
Очень быстро Нюрнберг, наряду с Аугсбургом, стал одним из двух крупных торговых центров на пути из Италии в Северную Европу.
В 1298 году власти города нашли предлог для возможности объединения двух частей города разъединенных рекой.
Раньше место на берегу реки отвели для еврейского поселения, во время разлива это место было подвержено затоплениям. Но в какой-то момент местные власти стали понимать, что поселение оказалось в центре города и это надо срочно исправлять.
Евреев обвинили в «осквернении воинства» и почти 700 человек были жестоко убиты по этому надуманному обвинению. Так на месте еврейского поселения появилась Рыночная площадь города Нюрнберг.
Наибольшего успеха Нюрнберг достиг в XIV веке, когда сначала Людовик Баварский, а за ним и Карл IV расширили полномочия города и предоставили таможенные привилегии.
«Золотая булла» Карла IV (имперский закон), узаконила Нюрнберг как город, где вновь избранные короли Германии обязаны были проводить свой первый рейхстаг.
Это сделало город одним из трех самых высокопоставленных городов Священной Римской империи, наряду с Франкфуртом, где избирались короли и Аахеном, где короновались императоры и который был столицей Франкский империи.
Королевские и имперские связи укрепились в 1423 году, когда Сигизмунд Люксембургский, предоставил императорские регалии для постоянного хранения в Нюрнберге. Они оставались в городе до 1797 года, когда наступление французских войск потребовало их перемещения сначала в Регенсбург, а затем и в Вену.
Культурный расцвет Нюрнберга в XV-XVI веках сделал его центром немецкого Возрождения. Нюрнберг торговал со всем возможным для того времени миром, доходы от торговли города превышали доходя всего королевства Богемия.
В то время в городе жило, творило и создавало что-то новое много талантливых людей, вошедших в историю мира как первооткрыватели.
Именно в Нюрнберге Мартин Бехайм создал первый глобус, Петер Хенлен изготовил первые карманные часы. В Нюрнберге астроном и математик Региомонтан в 1471 году открыл одну из первых астрономических обсерваторий в Европе.
В Нюрнберге впервые на свет появились кларнет и токарный станок, в 1525 году было издано сочинение Коперника «Об обращениях небесных сфер», в 1659 году началось фабричное изготовление карандашей.
В 1662 году здесь появилась первая в Германии Академия художеств, существующая до сих пор.
Скульптор Адам Крафт создал свой шедевр мирового значения, не превзойденную Дарохранительницу, которую можно увидеть в соборе Святого Лаврентия, философ В.Ф. Гегель в течении восьми лет занимал должность директора гимназии в Мюнхеме, в этот же период в городе жили и творили мастера, вошедшие в историю Германии.
Самый известный из людей творческого труда - Альбрехт Дюрер – живописец, гравер, мастер акварели, писатель, математик – многогранный гений, один из величайших мастеров западноевропейского искусства эпохи Северного Возрождения.
Его отец был венгерским ювелиром, первые азы работы с металлом, дизайном и азы рисования мальчик получил от него. В 13 лет, в 1484 году, он нарисовал свой автопортрет, который является самым ранним автопортретом европейского мастера, сохранившемуся до наших дней.
Эти навыки помогли ему поступить в мастерскую Михаэля Вольгемута - выдающегося художника и гравера, известного своими гравюрами на дереве.
Альбрехт Дюрер признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. (Ксилография, это разновидность графического искусства, способ гравирования по дереву, а также оттиск на бумаге с деревянной печатной формы).
Дюрер любил путешествия, особенно его привлекала Италия. В 1494 года он поехал в северную Италию. Через Болонью и Падую он добрался до Венеции, а обратный его путь, весной 1495 года, лежал через Альпы, где была создана серия акварельных пейзажей.
Эти пейзажи Дюрер были первыми пейзажами в истории, окрашенными в цвет, соответствующий существующему месту.
Оставил свой след Альберт Дюрер и в военно-инженерном деле, разработав теорию фортификации.
Дюрер оставил еще одну бесценную автобиографическую работу: свои автопортреты. Дюрер считается первым, кто создал автопортрет в современном понимании этого слова.
На них Дюрер смотрит прямо на зрителя, образуя прямую связь и выстраивая отношения с аудиторией.
С 1490 года он стал подписывать свои работы. Монограмма «AD» стала настолько уважаемой и ценной, что художники постоянно стремились подделать ее, копируя его работы.
Дюрер даже подал в суд на одного из них, что явилось первым иском о нарушении авторских прав в истории искусства.
Успех гравюр и картин Дюрера побудил императора Священной Римской империи Максимилиана I разыскать его. С 1512 года Дюрер регулярно получал заказы от императора, который стал его самым прибыльным покровителем.
В Нюрнберге, сохранился дом, где Альберт Дюрер прожил последние 17 лет, в нем создан музей.
Как ни странно, но до XIV века в городе не было Ратуши, городские власти проводили свои собрания в доме Суконщиков. Только в 1322 году началось строительство первой Ратуши, завершившееся в 1340, в годы строительства ее проект без конца корректировался.
Но уже в XVI веке городской совет предпринял масштабную реконструкцию Ратуши.
Здание с позднеготическим фасадом и впечатляющим ступенчатым фронтоном появилось в 1515 году, покраска фасада состоялась шестью годами позже, в это же время закончилась роспись большого зала по эскизам и под руководством Альбрехта Дюрера.
В то время это была крупнейшая фреска и роспись потолка в Европе, уступающая только Сикстинской капелле (начатой только через десять лет после Нюрнбергской Ратуши).
Но приключения Нюрнбергской Ратуши на этом не закончились – в XVII веке было решено построить новое, более модное здание Ратуши. Так появилась еще одна Ратуша, выполненная в стиле ренессанса, украшенная скульптурами, олицетворяющими диковинных библейских зверей.
Так в центре Нюрнберга появилось два великолепных здания выполнявших одни и те же функции но в разных эпохах, образующих единый архитектурный ратушный ансамбль.
Во время Второй Мировой войны союзники камня на камне не оставили от центра города Нюрнберга, не повезло и Ратушами. Но их восстановили, восстановление шло поэтапно и закончилось только в конце XX века. Но фрески Альбрехта Дюрера утеряны навсегда. Местные власти до сих пор решают, чем их заменить.
В 1950 году город построил себе очередную новую Ратушу, отвечающую требованиям уже новой эпохи. Ее можно видеть на Рыночной площади, немного правее фонтана. Если не знать наверняка что это Ратуша, ни за что ее не найдешь –здание больше похоже на небольшую фабрику.
Напротив Ратуши, той что барокко XVII века, стоит собор Святого Зебальда, очень старинный собор XIII века, он один из двух самых больших соборов города.
На выходе из собора, немножко искоса, стоит здание церковной общины, оно ничем не примечательно, но знаменито своим самым красивым эркером в городе. Настолько красивым, что его сняли и поместили в музей, а на улице любоваться можно его копией.
С моста через реку Пегниц, можно видеть «натюрморт» из двух башен и двух зданий –это самый красивый вид города!
Самое большое здание – фахверковый дом первой половины XV века –самый большой фахверковый дом в Германии, его длина 58 метров, причем ему удалось сохраниться во время бомбежек. Сейчас в нем расположилось студенческое общежитие.
Большая башня за ним раньше была тюрьмой, а сейчас это общежитие девушек студенток.
Большую башню с маленькой башней соединяет мост, по всей длине которого построен длинный одноэтажный дом. В этом доме на протяжении несколько веков жили палачи. Маленькая же башня служила для исполнения палачами приговоров.
Улица фахверковых домов - единственное место в Нюрнберге, где после бомбежек сохранилась так свойственная для города плотная застройка фахверковых домов. Очень интересно пройтись по этому уголочку старого Нюрнберга и полюбоваться архитектурой этих зданий.
У большой части фахверковых домов первые этажи каменные. Так строить дома требовали законы города, чтобы хоть какая-то защита была от низовых пожаров, поглощающих все на своем пути.
У каждого дома должен был быть свой алтарь, где люди могли молится каждый день и в любое время. Алтари находились в эркерах. Чем богаче эркер – тем богаче семья, проживающая в доме.
В самом конце фахверковой улицы стоит огромный ренессансный дом, полностью построенный из камня - это дом Фембо, он же единственный сохранившийся в Нюрнберге крупный купеческий дом эпохи позднего Возрождения. Построен дом был в 1596 году купцом Филиппом ванн Ойрлом на месте ранее существовавшего здания.
В этом доме сейчас находится «Городской музей Нюрнберга», в котором можно познакомиться почти с тысячелетней историей города.
У дома сохранились его старинные окна – они из слюды, через них ничего не видно, только проходит немного света.
В конце XVI века стекол еще не было, вернее они были, но в Венеции, и очень дорого стоили. Только очень богатые люди могли позволить себе небольшое венецианское стекло. Позволил себе его и хозяин дома.
В углу дома сделано маленькое окошечко со ставнями как внутри дома, так и снаружи, между которыми и находится до сих пор это бесценное венецианское стекло (размером с форточку), через которое только и можно было посмотреть что там, на улице, происходит.
В 1835 году между городами Нюрнберг и Фюрт был проложен первый в стране железнодорожный путь.
С этого времени началось превращение города в современный промышленный центр.
Спасибо, что дочитали до конца!
Подписывайтесь на мой канал, пишите комментарии, не забывайте ставить лайки.