Разбираем великолепный портрет французского императора кисти лучшего портретиста XIX века. В 1806 году французский художник Жан- Огюст-Доминик Энгр создал столь впечатляющий образ Наполеона Бонапарта, что он ошеломляет и 200 лет спустя.
Наполеон Бонапарт стал императором Франции 18 мая 1804 года. Пышная церемония коронации готовилась несколько месяцев и состоялась 2 декабря того же года в Нотр-Дам де Пари. Во время торжеств Наполеон сменил несколько костюмов, в числе которых и парадное коронационное одеяние – в нем и изобразил его Энгр. До сих пор, кстати, неясно, был ли это заказ Законодательного корпуса Франции или художник создал портрет по своей инициативе.
Наполеон в пурпурной мантии восседает (слово «сидит» кажется здесь совершенно неуместным, не правда ли?) на троне. На голове императора лавровый венок аля Цезарь, специально изготовленный придворным ювелиром Бьенне, в венке 56 золотых листочков и 42 золотые ягоды лавра. На коронации Наполеон сначала сам возложил на себя лавровый венок и только после этого корону. На груди императора – большая золотая цепь Ордена Почетного легиона, украшенная бриллиантами.
Мраморное лицо императора несколько теряется среди многочисленных деталей.
В правой руке Наполеон держит скипетр Карла Великого, созданный в XIV веке. На вершине скипетра собственно изображен сам заказчик, сидящий на троне и держащий в руках регалии. Фигурка Карла установлена на сферу, украшенную сапфирами, алмазами и жемчугом, а также рельефами с религиозными сценами из жизни Святого Иакова и самого Карла V.
В левой руке Наполеона другая регалия, она называется Рука Правосудия (она же жезл милосердия). Она тоже была создана ювелирами Наполеона: сама кисть с благословляющим жестом сделана из слоновой кости, она опирается на богато украшенный пояс. Считается, что эта регалия появилась в Средние века, но когда именно, ученые спорят.
Коронационный меч – тоже знаменитая французская регалия. Другое его название – Жуайёз. Датировка меча – IX-XII века, части меча датируются по-разному. А ножны были изготовлены в начале XIV века.
После провозглашения Империи Наполеон решил сделать ее символом орла с распростертыми крылами – поэтому на ковре под троном Энгр написал именно его. По бокам от орла – знаки Зодиака, среди них медальон с версией Мадонны делла Седия Рафаэля , которого Энгр ценил превыше всех других мастеров прошлого.
Помпезное одеяние Наполеона расшито золотыми пчелами (вместо геральдических лилий). Символ бессмертия и воскресения, пчелы были выбраны Бонапартом, чтобы связать новую династию с историей Франции. Дело в том, что золотые пчелы (на самом деле цикады) были обнаружены в 1653 году в Турне в гробнице Хильдерика I, основателя династии Меровингов и отца Хлодвига. Они считаются старейшей эмблемой Франции.
Слева и справа от Наполеона на стене можно заметить гербы Империи и королевства Италии.
Энгр намеренно архаизирует композицию портрета, в корне отличающуюся от картин современников. Наполеон здесь напоминает произведения искусства прошлого: от статуи Зевса в Олимпии, созданной скульптором Фидием (до наших дней дошла римская копия), до Бога-отца в Гентском алтаре Яна ван Эйка. Причем схожи эти произведения не только позой, но общей атмосферой величия и торжественности.
Одновременно с Энгром над портретом Наполеона в коронационном одеянии работал и Жак Луи Давид. Одежда Наполеона, атрибуты, трон – все то же, что и в портрете Энгра, но эффект совершенно иной. У Давида Наполеон стоит, его лицо нервно и напряженно, а обилие пустого пространства во многом лишает образ масштабности и величия. Энгровский Наполеон – бесстрастен и величав, его фигура как бы распластывается на плоскости, захватывая пространство вокруг.
Картина Энгра была представлена публике на Парижском салоне 1806 года. Как воспринял портрет сам Наполеон, история умалчивает. Но современники пребывали в шоке, критики разгромили картину, сочтя ее чересчур «готичной» и «варварской».
Энгр отзывами критиков бы возмущен. Он писал из Рима: «Я устал от советов, которые мне дают. Я их больше не хочу... Глупцы! Они называют готичным то, чему свойственен подлинный характер. Разве это возможно, чтобы за один день я стал готичным; наверное, наталкивающее на сравнение соседство с их дряблой и вялой живописью привело в заблуждение даже наиболее разбирающихся, и они приняли в моих произведениях за готичное то, что на самом деле является строгим и благородным...».
А вам нравится этот портрет?