- Я же на БАМ приехал, - попробовал отказаться от предложения перейти токарем в аэропорт красивый парень с усами, немного даже напоминающий руководителя популярного тогда ансамбля «Песняры» - Владимира Мулявина, - мне в тайгу надо.
- Ты посмотри, парнишка, вокруг. У нас здесь везде БАМ, - отчеканил тогда ему начальник Спиченко. - Токарь мне позарез нужен. ЗИЛ - 130 стоит. Умеет штуцера варить?
- Два пальца, - отвечает дерзкий молодой человек.
- Чего, чего? – удивился тот, но токаря на работу взял, пообещав женить и квартиру предоставить.
Об этом, улыбаясь, рассказал мне Николай Александрович Тарасенко, давно уже ветеран БАМа. От его роскошной шевелюры ничего не осталось. Был кудрявым, стал лысым.
Родился Николай в Башкирии, в городе Белорецке. В семье было трое детей, он самый старший. Отец сутками пропадал на свиноферме, где был бригадиром. Мать трудилась на мясокомбинате. Оба, по словам Николая Александровича, были трудоголиками.
- Как учились в школе? – спрашиваю я.
- Средне. Не любил ходить в школу, неинтересно было. Меня тогда только спорт спасал: занимался боксом и лёгкой атлетикой, выезжал на соревнования. Потому после восьмого класса поступил в профессиональное училище на токаря, - отвечает он.
Ещё до армии успел пройти практику на Челябинском тракторном заводе.
Служил в Саратовской области, возле Энгельса, города стратегического значения. В армии же научился играть на гитаре, там был даже свой ансамбль. Отслужив, в 1970 году, вернулся на своё родное предприятие.
А в 1974 году по стране пронеслось: «БАМ – новая комсомольская стройка!». Вот Николай вместе с другом Геной Проскудиным и засобирались в Сибирь. Предварительно обратились в штаб БАМа, но путёвок там не получили. Поехали сами. Устроились в СМП-266, где начальником был Василий Васильевич Блохин. Но вскоре у него запросили прибывшего токаря в аэропорт.
- Тарасенко, поезжай в аэропорт, там будешь токарить, - приказывает ему Василий Васильевич. А парень первый раз в городе, откуда знает, куда ехать? Так и сказал. Начальник принял к сведению. – Сейчас туда тебя доставим на машине.
Но уже через несколько месяцев Николай сбежал в СМП-266. На БАМ же хотел!
- В СМП меня буквально «раздирали», - снова погружается в воспоминания ветеран БАМ, - всем позарез был нужен токарь. Здесь же, на первых соревнованиях, мне присвоили шестой разряд.
По тем временам это было круто, я же молодой ещё был. Потом учился на бригадира, в Учебном пункте на Бирюсинке. Тогда все учились.
За время работы на БАМе, Николай был и плотником, и бригадиром монтёров пути. Валерий Павлович Уласик был его первым прорабом в Звёздном. В 1981 году переведен в отдел главного механика токарем шестого разряда.
- Опять главные механики меня заметили: «Вставай за станок!». В последнее время работал у Николая Петровича Суходоли в ООО «Дорожник», - рассказывает он. – А в Звёздном в гараже детали на «Магирус» точил.
Из Германии шли игольчатые подшипники, но потом прекратилось их поступление. И сейчас ещё ездят на тех подшипниках, что я точил. А на асфальтовом заводе катки вытачивал, скользящие подшипники, короче, всё, что нужно было.
Самое запоминающее время, когда Николая назначили комсоргом в Литовский отряд. Те приехали с отрядом 17 съезда комсомола. Он в то время уже был опытным строителем – везде успел поработать.
- Сейчас послушаю некоторых ветеранов, которые говорят: «Ох, как нам трудно было… Туда-сюда. Какой трудно было? Как будто под конвоем, в кандалах работали. Мы же все молодые были, сильные. Ночами работали порой, но не уставали, энергии было много.
- Как сложилась ваша семейная жизнь?
- От первой жены у меня дочка. Мы разошлись, потому что характерами не сошлись. Я дерзкий, и она такая же. Дочь живёт в Ангарске, двое внуков. Летом приезжают ко мне погостить. Потом снова женился. Умерла. Онкология. Тоже дочку мне родила. Двое внуков: девочка и мальчик.
- На БАМе занимались спортом?
- Занимался боксом. Ещё и моржевали зимой. Однажды чуть под лёд не залетели. В группе нас было четыре человека, купались при 40-градусных морозах. Женщины на нас смотрели, как на ненормальных. Зарядку и сейчас делаю.
- А знаменитостей каких помните, которые на БАМ приезжали?
- Запомнил, как Дин Рид приезжал. Спрашивал, где можно скакуна найти. Хотел показать нам, как нужно ездить. Коня ему не нашли тогда, но на «Магирусе» прокатили. Потом в столовой пел. Космонавт Алексей Леонов приезжал. Валентина Толкунова.
Льва Лещенко встречал. Помню, на старой станции п. Звёздный вышел он один. «Привет!» - так поприветствовал меня. Я ему сказал, что его давно народ ждёт.
Ветеран вспоминает бригадира Николая Андреева, с которым работал. Говорит, что тоже знаменитым был, как Саша Бондарь. Мог и героя получить, но своенравным был. Если начальник не прав, мог и послать его куда подальше. С Лёней Казаковым часто рыбачили вместе.
По каждой фотографии, что принёс с собой, отдельный рассказ.
- Это мы просеку рубили. А это наставниками были у отряда из Молдавии. Это уже нас, старичков, выдвинули. Меня, Николая Толкушкина и Витю Смирнова. Мы учили ребят монтёрскому делу. Это мы на обеде. Здесь вся элита 17 съезда комсомола. Борис Борисович Ягудин, Николай Швайба, Валя Гирько.
- На гитаре какие песни пели?
- Ох, хо, - смеётся. – Да всякие, блатные. И сейчас иногда у зятя беру гитару, вспоминаю бамовские песни: «Веселей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче БАМ»; «Над Звёздным кружит наш вертолёт, а мы утюжим топи болот…».
- Почему не уехали в Башкирию, а здесь остались?
- Здесь дети, внуки, куда я поезду? А на родину к сестре ездил с семьёй. Всегда сюда тянуло. Места красивые. Охота, рыбалка. Что ещё надо?
Николай Александрович Тарасенко желает всем ветеранам магистрали крепкого здоровья и отличного настроения.
Спасибо, что остаётесь с нами)))
Кто себя узнал на фотографиях? Отзовитесь!