Маленькие дети все еще находятся на ранней стадии социального, эмоционального и языкового развития. Они не всегда могут сообщить о своих потребностях и чувствах, в том числе о желании сделать что-то для себя. Со временем они понимают, что их поведение влияет на взрослых. Таким образом, истерики и упрямство — это один из способов, с помощью которых маленькие дети выражают свои чувства и управляют ими, а также пытаются понять или изменить то, что происходит вокруг них.
У детей постарше тоже могут быть истерики. Это может быть связано с тем, что они еще не научились безопасным способам выражения чувств или управления ими.
Как у малышей, так и у детей старшего возраста есть вещи, которые могут повысить вероятность сильного упрямства, негативизма:
— Темперамент — это влияет на то, как быстро и сильно дети реагируют на неприятные события или изменения в их окружении. Дети, которые более чувствительны, могут быть более легко расстроены такими вещами.
— Стресс, усталость и чрезмерная стимуляция — из-за этого детям может быть труднее выражать свои чувства и управлять ими, а также сохранять спокойствие.
— Ситуации, с которыми дети просто не могут справиться — например, у ребенка могут возникнуть проблемы с тем, чтобы справиться, если ребенок постарше заберет игрушку.
— Сильные эмоции – беспокойство, страх, стыд и гнев могут быть непреодолимыми для конкретного ребенка в силу воспитания.
Что же делать в таком случае родителям? Как минимизировать вероятность появления таких резких форм реагирования со стороны ребенка?
Можно привести ряд рекомендаций:
— Предъявляйте разумные требования.
Ребёнок не робот. Взрослый должен ставить перед ним разумные, обоснованные цели, но допуская, что временами они могут быть не выполнены. Хорошо, когда есть нормы поведения, но в них должна быть заложена поправка на человеческое несовершенство. Угрозы и придирки здесь бесполезны. Дети быстро учатся игнорировать постоянный поток фраз типа «если…, то…», которые, по сути, не выполняются и, следовательно, ничего для ребят не значат.
— Установите ограничения и не отступайте от них ни на дюйм.
Запрещать детям нужно как можно меньше, но то, что запрещено, должно быть запрещено навсегда. Ребёнку нужно, чтобы вы установили ограничения. Если ему все сходит с рук, он будет в большом замешательстве и недоумении. Неопределённые ограничения (сегодня – можно, завтра – нет) дают почву для их нарушения проявления ребёнком упрямства.
Сохраняйте твердые и разумные ограничения, даже если ваш ребенок возражает. Хорошим примером является езда в автокресле. Это проблема безопасности, и другого выбора не будет.
— Дайте ребенку возможность делать выбор самостоятельно. Однако дайте лишь несколько вариантов, и вы готовы принять оба из них. Можно предложить: «Хочешь синюю или белую чашку?» Предложение неограниченного выбора может быть слишком подавляющим, или дети могут сделать выбор, который вы не готовы принять.
Избегайте выбора, если «нет» не вариант: «Ты хочешь уйти из парка сейчас?» Вместо этого спросите: «Ты хочешь покинуть парк сейчас или через 10 минут?»
— Такт.
Тактично предъявляйте ребёнку свои требования. Народная мудрость гласит: «не важно, что сказать, а важно, как сказать». Самое жестокое ограничение ребёнок примет спокойно, если предъявлять его с чувством уважения к его мнению, к его личности. Много значит и тон, которым произноситься указание. У ребёнка скорее всего, не возникнет протеста, если он слышит спокойный уверенный голос, любезный тон.
— Терпение.
Ребёнок экспериментирует со своими правами и возможностями, поэтому наряду с другими качествами проявляет и капризы. Если взрослый запасётся терпением, то ребёнок, в конце концов, сделает то, что от него ожидают.
— Сопротивление ребёнка можно уменьшить, если двигаться с его эмоциональным потоком, а не против его.
Иногда вместо слов: «Что ты упрямишься, как маленький!», лучше посадить ребёнка к себе на колени, обнять и сказать: «я понимаю тебя, хоть ты и вырос уже, тебе иногда хочется побыть ещё маленьким, хочется, чтобы тебе помогли. Ну давай сделаем это вместе».
— Представляйте самостоятельность, где только возможно.
Опираясь на «зону ближайшего развития» ребёнка, следует не делать за него всё, потому что это быстрее и надёжнее, а помогать ему всё делать самому. Растущая потребность в самостоятельности и формирующиеся навыки снижают риск возникновения негативизма.
--
Автор статьи: Бычкова Екатерина (психолог)