Княгиня Ольга, жена Великого князя Игоря Рюриковича считается первой женщиной-правительницей русского государства. В летописи её описывают как красивую, умную, энергичную женщину и, одновременно, дальновидную, хладнокровную и довольно жестокую правительницу. Летописцы очень высоко оценивали ее деятельность, однако, для них, главная заслуга княгини была в том, что она крестилась и способствовала распространению христианства на Руси.
«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».
Недаром Ольга не только первая русская святая, но и одна из немногих женщин в христианской истории, получившей звание равноапостольной.
В современном обществе у большинства, княгиня Ольга ассоциируется с ее местью древлянам и поездкой в Константинополь, где она крестилась, обхитрив при этом сватавшегося к ней императора.
У людей называющих себя «родноверы» или «неоязычники» к Великой княгине относятся обычно негативно. По их мнению, Ольга не принесла Руси никакой пользы, кроме вреда. Она, дескать растеряла почти все чего достиг ее муж, Игорь и чуть вообще не угробила державу, хорошо сын вовремя перехватил власть.
Другие наоборот полагают, что Ольга спасла государство и династию. Ведь первые князья были стопроцентными варягами, то есть скандинавами, викингами. Они, по сути, являлись не правителями, а вожаками хищнических дружин. Единственными известными им способами повысить свое благосостояние, были грабеж и война. Поэтому покорив славянские племена силой оружия, первые Рюриковичи безжалостно грабили своих подданных, либо гнали их в далекие походы, грабить других. Ольга же сменила проваряжскую политику, на прославянскую, навела порядок и стала править согласно славянским законам и обычаям. Она и сына своего Святослава, который был склонен к варяжскому образу жизни выпхнула за пределы Руси, где он в скором времени и сгинул. А дело мудрой Ольги продолжил ее внук Владимир, воспитанный в «правильных» традициях.
На мой же взгляд после гибели своего мужа Игоря, Ольга действительно изменила политику и стала править по другому, вот только кажется, мне что подвластные Киеву славяне очень скоро от ее правления стали хвататься за голову и вспоминать Олега Вещего и Игоря Старого добрыми словами. Потому что при Ольге началась централизация власти и славянские племена стали иметь куда меньше свободы, чем при первых Рюриковичах.
Как мы знаем из источников, подавив восстание древлян, Ольга отправилась в поездку по всем подвластным землям. Там она устанавливала погосты и уроки. Многие толкуют ее действия таким образом, что княгиня навела порядок в отношениях с подданными, установила точный размер дани и время ее сбора, исключив возможность дружинного произвола. Таким образом, можно предположить, что до сих пор Великие князья собирали дань, когда им вздумается и сколько хотели. Впрочем, если принять за правду описанные в летописи события, приведшие к гибели Игоря Рюриковича, то такое предположение вполне обосновано. Вот только летописная версия гибели вызывает сомнения, о чем я уже не раз писал в своих статьях. Кому интересно, вот ссылки:
Сбор дани это не грабеж. Отношения между Великим князем и подвластными ему племенами определены были четко: племена признают верховную власть князя Киевского, платят ему дань, дают ему при необходимости воинов, но и князь в свою очередь имеет перед ними обязательства, в первую очередь давать в случае необходимости защиту. И собиралась дань не произвольным образом, было четко установлено, какое племя сколько должно платить. Доказательства этому мы находим в тех же летописях:
«Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице»
«И дали Олегу (радимичи) по щелягу, как и хазарам давали»
Собиралась дань раз в год, для чего князь с частью дружины в течении осени и зимы объезжал самолично подвластные земли. Это называлось Полюдье.
Если какое то из племен нарушало свои обязательства, Великий князь мог собрать войско и наказать нарушителей. Но и он в свою очередь не мог устраивать «произвол», это вызвало бы неудовольствие всех подвластных племен. Наши предки были не дураки и понимали, что сегодня проявили несправедливость по отношению к одному племени, а завтра тоже случится с другими. Править же, опираясь только на силу, у древних князей не хватило бы никаких ресурсов.
Тогда с какой же целью княгиня Ольга объехала всю Русь. На мой взгляд, ее реформы касались не размера и времени сбора дани, а способа, которым она собиралась. Если раньше, как писалось выше, Великий князь по нескольку месяцев ездил по своей державе, собирая дань и творя суд, то Ольга завела другой порядок. Теперь в землях каждого племени устанавливались специальные места (погосты) куда свозилась дань, специальные люди (тиуны, мечники) принимали ее и после отправляли ее в Киев. Таким образом правители Киева достигали сразу несколько целей. Во первых не нужно было тратить время на объезд земель, дань теперь собиралась и доставлялась без княжеского участия. Во вторых князь теперь имел в каждом племени своих людей, которые могли, как говорится «держать руку на пульсе» и заранее предупредить киев, если в каком то из племен затевалось, что то неугодное Киеву. И наконец, места сбора дани, становились так же удобным местом для торга, что благоприятно сказывалось на развитии государства.
Исходя из вышенаписаного, можно сделать уверенный вывод, что Ольга в своей политике, во все не вернулась к старым обычаям и законам, сменив «хищническую» политику своих предшественников. Скорее наоборот. Олег Вещий и Игорь Старый вели как раз традиционную политику, под их властью, каждое славянское (и не только славянское) племя, жило самостоятельной жизнью. Они платили Великому князю дань, участвовали в его походах, имея при этом свою часть добычи и прибегали к его суду в решении важных межплеменных спорах, но в остальном древляне, северяне, радимичи и другие продолжали жить, как жили раньше и князь Киевский в их внутренние дела не вмешивался. Теперь же, при Ольге, в каждом племени постоянно находились представители, как сейчас бы сказали, центрального административного аппарата, в обязанности которых входило не только собирать дань и отправлять ее в Киев. Помимо погостов княгиня установила еще и «уроки», то есть говоря современным языком, поставила перед каждым из племен, разные задачи, контроль за исполнение которых, так же лежал на представителях Киева. Так же в подвластных землях, были заведены «ловища», то есть места княжьей охоты, по сути в каждом племени появились земли принадлежащие Великому князю.
Таким образом можно сделать вывод, что с момента начала фактического правления княгини Ольги (юридически она правила от имени сына), на Руси началась централизация власти. Помимо местных, племенных властей во всех землях были теперь представители власти верховной.
Неизвестно сознательно ли Ольга стремилась к тому, чтобы постепенно на Руси вся власть стала принадлежать одной династии или просто хотела, чтобы потомки не повторили судьбу ее мужа. Но как бы то ни было, именно ее стараниями Русь становилась централизованным государством, а племенное деление стало исчезать.