Близится праздник Светлой Пасхи. Утром в субботу все православные христиане, нагруженные куличами, пасхами и яйцами устремятся в церкви и соборы. А вечером соберутся вновь на Пасхальную службу и всенощное бдение, чтобы встретить Пасху в окружении своих братьев и сестёр во Христе. Но поговорить я бы хотел не об этом, а о традиции ходить в этот праздничный и светлый день на кладбище.
С большой долей уверенности можно утверждать, что очень многие традиции и поверья уходят своими корнями в дремучие языческие времена. Однако данный обряд зародился совсем недавно, ему ещё нет и ста лет. И хотя некоторые люди свято верят в то, что посещение мест упокоений на Пасху является едва ли не самим смыслом праздника, это вовсе не так.
Так как получилось, что православные люди вместо посещения Церкви и Богослужения, выбирают кладбище?
С одной стороны, можно сказать, что так элементарно проще. Всё-таки отстоять Пасхальную всенощную под силу далеко не каждому, особенно в наш-то слабосильный век. А так - выспался, кулич слопал и поехал, когда тебе удобно, благо день праздничный. Но как это часто бывает, всё не так просто.
Столетие назад нашу страну постигла страшная участь – крушение монархии и гражданская война. Думаю, её итоги всем известны. Здесь я не хочу многословно выражать своё мнение о коммунистической идеологии и о вождях мирового пролетариата. Статья не об этом, да и недосуг мне.
Однако, как бы там ни было, фактом является то, что в результате прихода к власти этих людей, на христиан были воздвигнуты гонения и притеснения, не уступающие по своей чудовищности гонениям Нерона и Диоклетиана.
Если открыть любой список церквей и монастырей, расположенных на территории бывшей страны советов, то прослеживается одна и та же тенденция – храм осквернён и закрыт в 30-е годы и преобразован в зернохранилище, клуб или МТС. И это ещё "повезло" - сколько святых мест было стерто с лица земли сложно себе представить.
Что в такой ситуации оставалось делать простым православным? Ведь душа нуждается в богообщении, а куда идти, когда церкви либо закрыты, либо взорваны? Конечно, в такой ситуации в первую очередь на ум приходит кладбище - место, где всё ещё можно соприкоснуться с мистической стороной жизни и обратить свои мысли в вечное.
Ведь в конце концов, во многих городах молодой советской республики не осталось ни одного действующего храма, а в городах, построенных уже в советскую эпоху, таких мест не было вовсе. И тут можно только восхититься той стойкой вере русских людей в Христа. Лишённые возможности служить явно, они, подобно катакомбным христианам первых веков, скрывали от властей свою веру, имея такую же скорбную перспективу жестокой кары в случае разоблачения. И нам легко убедится в том, что несмотря на всевозможные запреты и лишения православные всё-же выстояли. Ведь если бы таких людей не осталось, некому было бы восстанавливать святыни в 90-е годы, некому было бы преподавать в духовных семинариях, служить в храмах, писать и издавать христианскую литературу.
Но без пастырей некоторые люди начинали забывать саму суть Пасхи и уже воспринимали это как некий ритуал, изживая из своего разума Господа, замещая его обрядами и приметами. Страна, упорно стремящаяся к техническому прогрессу, обрекала людей на возвращение к примитивному язычеству и обрядоверию. Нечего и удивляться тому, что инженеры и врачи с высшим образованием заряжали воду перед телевизором и лечились на сеансах Кашпировского. Почему верили и продолжают верить бесчисленным шарлатанам экстрасенсам и ходят на духовные тренинги по раскрытию четвёртой чакры в пятке и и третьего глаза в носу. Будучи лишены церкви и настоящей веры, многие обращались к таким вот суррогатам, отравляя себя душу и разум.
Интересно, что в годы существования антихристианской пропаганды активно использовалась карикатурная связка - толстый поп и пьяный мужичок, как бы подталкивая к мысли, что церковные празднества неизбежно связаны с употреблением алкоголя. Теперь такое утверждение кажется забавным, если учесть то, что в 1913 году в Российской Империи годовое подушное потребление алкоголя равнялось 3,14 литрам, а к закату советской эпохи выросло в 5 раз, до 15,3 литров.
Всё это и оставило свой неизгладимый след на традициях русского народа. Если раньше, люди за неимением альтернативы были вынуждены идти на погосты, то теперь это выглядит и по сути является, обычным суеверием. И, к сожалению, эта традиция обросла уже абсолютно языческими дополнениями. Совсем недавно я узнал, что некоторые «православные», в неразумии своём додумались относить на кладбище освященные куличи и яйца, будто бы не отдавая себе отчёт, как кощунственно они поступают с едой, которую окропили святой водой, оставляя её плесневеть и гнить под открытым небом. Или может быть кто-то считает, что наши умершие сродники нуждаются в телесной пище и страдают без неё? Это же дремучий анимизм (поклонение духам), как можно представить себе, что души умерших , пребывающие ныне с Богом, могут нуждаться хоть в чём то, кроме наших молитв? Или быть может, их костям, лежащих в земле и чающим воскресения мертвых это нужно? Я так не думаю.
Хуже всего то, что сейчас, когда у нас есть все средства - открыты храмы, доступна духовная литература и многое другое, некоторые наши соотечественники до сих пор держатся за традиции, которые не только не полезны, но и вредны. Самостоятельно лишая себя радости встретить Пасху в храме, соборно и благословенно, они вместо этого стоят в пробках на выезде из города, на пути к кладбищу, отвращая себя от Бога живого и поклоняясь костям и праху.
Разумеется, и до революции многие христиане ходили в этот день на кладбище. Но делали это вместе, а не вместо похода на богослужение.
Ведь в походе на кладбище как таковом нет ничего дурного. Помолиться, подстричь траву, подмести мусор, обновить краску на ограде - вреда от этого нет. Но только не надо подменять одно другим. Пасху мы празднуем в честь Христа Воскресшего, и все наши молитвы и мысли обращаем к нему. Для поминовения усопших у нас есть Радоница, тогда и нужно идти к могилам предков.
Благодарю за внимание. Ευχαριστώ. Не забудьте подписаться.