Найти тему
ВСЁ O СЫЗРАНИ

Хроника наводнения 1926 года

За всю историю существования Сызрань, как и другие волжские города, не раз настигало такое стихийное бедствие, как наводнение. Самое большое для города было половодье 1926 года.

Прошедшая перед этим зима в центре Европейской России и на Верхней Волге отличалась обильными снегопадами, а уже в середине апреля в этих районах после двухнедельных холодов неожиданно установилась тёплая и сухая погода, что вызвало резкое снеготаяние.

Сызрань. Наводнение 1926 года. Фото из фондов Сызранского Краеведческого музея.
Сызрань. Наводнение 1926 года. Фото из фондов Сызранского Краеведческого музея.

В Сызрани затопление улиц Закрымзинской части города и Засызрана в 1926 году началось 26 апреля сразу после бурного вскрытия рек Сызран и Крымза. Эти речки регулярно показывали свой свирепый нрав, разливаясь широким морем и затапливая окрестные сёла и улицы Сызрани, находящиеся в низинах.

Из уезда сообщали, что Сызран, причинил неожиданным и сильным приливом немало вреда прибрежным строениям и речным сооружениям.

В Крымзе подъём воды был настолько велик, что река выходила из берегов и прудов, заливала прибрежные улицы, проникала в дома, громоздя льдины у заборов и домов. Четыре квартала Канатной улицы по берегу были в воде. Несколько соседних кварталов также залиты наполовину.

Красный Октябрь. 24 апреля 1926 год.
Красный Октябрь. 24 апреля 1926 год.

Несмотря на заблаговременно принятые меры предохранения, вода снесла обе плотины мельниц Погорелихи и Калашничихи. У последней унесло мост с его деревянным основанием. Сама мельница быв. Калашникова была окружена водой. Засызранская слобода также была под водой.

Местная газета «Красный Октябрь» печатала ежедневно, как с полей сражений, сводки о вскрытии рек.

Уже к началу мая руководству гидрологической службы страны стало ясно, что паводок на Верхней и Средней Волге будет гораздо выше обычного, о чём оно заранее предупредило органы власти на местах. Однако гидрологи и предполагать не могли, что половодье в итоге примет столь драматический характер.
Отовсюду шли страшные вести о наводнение. Затоплены тысячи домов, фабрики, заводы, десятки деревень.
Сызранский филиал Центрального государственного архива Самарской области
Сызранский филиал Центрального государственного архива Самарской области

В Сызрани тоже было тревожно. Вода поднималась довольно крупными шагами. 10 мая она перешла разлив прошлого года.

От ежегодных разливов Волги город защищала дамба, построенная когда-то лесопромышленником Соболековым. Но к 1926 году дамба уже состарилась, осела, покрылась саженными выбоинами и не могла служить надёжной охраной. Местные власти понимали, что опасность растёт и, если вода победит – будет залита вся низина до яра Казанской (Карла Маркса) и Советской улиц. В воде будет электрическая станция, лесозавод, мельницы, кожевенные заводы, склады Сольсиндиката и Госбанка, сотни жилых построек. Убытки придётся исчислять сотнями тысяч рублей.

Сызранский филиал Центрального государственного архива Самарской области
Сызранский филиал Центрального государственного архива Самарской области

Сызранским Горисполкомом была создана чрезвычайная тройка по борьбе с наводнением, которая уже 29 апреля приступила к восстановлению дамбы.

Предпринимались меры и на случай прорыва дамбы. Спешно вывозились огромные запасы соли из складов Сольсиндиката, прошла очистка складов Сахаротреста, Госбанка. Заблаговременно приняли меры к охране от порчи оборудования электростанции и заводов. Были взяты на учёт все лодки.

Еще 13 мая чрезвычайная тройка предупредила население о необходимости выселения на случай наводнения. Для переселяющихся отвели несколько зданий в городе. Но несмотря на напоминания и растущую со дня на день опасность затопления, многие жители Жареного Бугра, Воложки и других угрожаемых районов оставались на местах, ожидая принудительных мер к выселению.

Для укрепления дамбы было мобилизовано население: безработные, землекопы из деревень и профессиональные организации, вплоть до снятия с работы на время работы на дамбе.

Вся дамба в 3 1/7 версты, возводилась на 1 метр выше уровня 1919 года, самого большого за последние годы половодья. Ширина дамбы в основании 2 ½ метра, вверху 1 метр. Наиболее опасный участок – Жаренный бугор. Туда было обращено главное внимание.

Сызранский филиал Центрального государственного архива Самарской области
Сызранский филиал Центрального государственного архива Самарской области

Одновременно на дамбе работало до 500 человек и больше. И как отмечала газета «Красный Октябрь» на укреплении дамбы хорошо работали железнодорожники, совпартшкольцы, партийцы и комсомольцы.

Зато вторая часть — мобилизованное неорганизованное население в большинстве случаев работало из рук вон плохо. Всячески старались не выходить на работу, были случаи дезертирства с места работы. А, если работать на дамбе всё-таки приходилось — очень многие - почти ничего не сделали. Сотня партийцев и членов профсоюзов стоили двух трёх сотен мобилизованного населения.

Преступное отношение к общей работе было и у многих жителей Жареного Бугра имеющих лодки. По приказу чрезвычайной тройки по борьбе с наводнением» все лодки должны быть отданы в её распоряжение. Вместо этого лодки были спрятаны или повреждены.

А Волга всё прибывала. Вода поднялась почти на 10 метров.

Ввиду серьёзной угрозы затопления защищаемой дамбой части города, 15 мая было объявлено исключительное положение.

Чрезвычайная тройка распущена. Всё руководство по борьбе с наводнением перешло к президиуму Уездного исполнительного комитета (Уика).

Возведению дамбы мешали сильные дожди и штормы, бушевавшие на Волге несколько дней. С установлением ясной погоды работы пошли укоренным темпом. 16 и 17 мая мобилизовалось почти все население.

17 мая в 10 часов вечера, был дан первый сигнал об опасности. Затренькали колокола, заревела сирена на пароходе. Жалобно жаловалась, что сирена на пожарной части не работала, тотчас же погас электросвет в низине города. Начали разбирать одну машину на электростанции. Полгорода вмиг сбежалось к дамбе. «Посмотреть», как будет «заливать». Однако увидеть ничего не удалось. Непосредственной опасности в ближайшие минуты не было. Тревога была дана для того, чтобы воздействовать на жителей подгорья, упорно не желавших покидать свои домишки.

В 11 ч. 50 м. ночи перестала работать вторая машина на электростанции. Город погрузился в темноту. По улицам спешно расставлялись военные патрули для охраны от возможных грабежей имущества учреждений и граждан. Всю ночь продолжалось укрепление дамбы силами нанятых рабочих и добровольцев-членов партии и комсомольцев. Освещалась дамба ручными фонарями. Мысль осветить её от динамо пароходов не удалась из-за отсутствия лампочек в 110 вольт.

Положение было крайне серьёзное. Надежды на сохранение дамбы почти никакой. Дамбу укрепляли всю ночь, весь следующий день и половину следующей ночи.

Утром 18-го, было обнаружено несколько прорывов на южном участке дамбы под Троицей. Прорывы удалось в спешном порядке заделать. Но просачивалась вода сквозь дамбы уже по всей линии. Трудно было сказать, какой участок сравнительно безопаснее. Прососы и прорывы чаще всего происходили на южном участке.

Были сняты с работы и отправлены на дамбу рабочие и служащие целого ряда предприятий и учреждений. На дамбу бросили все технические силы, вместе с инженерным персоналом гидростроя во главе с московским инженером. В это время в Сызрани началось строительство ГЭС.

Возведение и укрепление дамбы производилось до последней возможности, до последнего момента. Все усилия оказались бесполезными.

Первый окончательный, не поддающийся никаким усилиям остановить его, прорыв произошёл в 3 часа дня на северном участке, у мельницы б. Ильина.

Вновь завыли сирены, зазвонили колокола. Тысячи человек бросились к прорыву. Два парохода спешно отшвартовались от пристаней. Вода, быстро перекатываясь через дамбу, заполнила маленький бассейн, образованный насыпью железнодорожной ветки, но начала перекатываться через поперечную к ветке насыпь, по направлению к мельницам и лесозаводу «Пионер».

Несколько сотен человек бросились строить дамбу под мостами железнодорожной ветки. Не было лопат и носилок. Работали почти голыми руками. Организовали цепь для подачи камня. Преграда для воды была закончена в час двадцать минут работы. А вода уже подступала к насыпи ветки. Через два — три часа она переливалась через шоссе, около лесозавода, ведущее на пристань. До последней минуты продолжалось укрепление дамбы.

В семь вечера президиумом Уисполкома было решено мобилизовать на утро 1000 человек, приобрести 12 вагонов камня. Но через полтора-два часа выяснилось уже ничто не может спасти от наводнения. Группы партийцев и милиция были брошены на Жареный Бугор и в подгорье в последний раз предупредить о неизбежности наводнения население. Снова сигнал об опасности, пожарные на дамбе выкинули красные шары. Спасательные отряды наготове, в лодках, ждут своей очереди.

Все усилия остановить воду оказались недействительными. Стихия победила.

В 11 ч. 20 м. (18 мая) ночи дамбу прорвало на южном участке, под Троицей.

В несколько минут вся местность Жаренного Бугра, электрической станции и так далее оказались под водой. Всплыли доски, брёвна, закружилось на поверхности всё поднятое с земли. В короткое время всё пространство, с таким трудом защищаемое плотиной, было затоплено. Весь Жаренный Бугор с двумя кожевенными заводами, кишечным заводом и сотней домов залило водой. Целые улицы вновь застроенных площадей с сотней домов залиты до крыш и труб. Сотни домов разрушены, поставлены на бок, отнесены в сторону. Водой окружена Электростанция, несколько мельниц, лесопильный завод. Затоплена вся территория весенней пристани с многочисленными складами. Организовали борьбу с возможным уносом водой через дамбу сорванных при наводнении строений.

Последний прорыв случился 22 мая в 10 часов утра. Водой прососало снизу насыпь Кашпирской железнодорожной ветки, защищавшей мельницу Хлебопродуктов (бывшую Стерлядкинскую) и жилые постройки Подгорья. Верхний слой насыпи провалился, образовался растущий в ширину прорыв. В прорыв было брошено 40 мешков муки, подвезенной с мельницы, но остановить воду оказалось невозможным. Вода быстро залила Подгорье. Затопила жилые постройки и первый рабочий корпус мельницы № 75 (б. Стерлядкина) с торговыми складами при ней.

В результате этого паводка почти на месяц остановилось движение поездов на участке между Сызранью и Самарой, так как были затоплены железнодорожные пути, в том числе участки, отстоящие от берега Волги порой на двадцать-тридцать километров.

В мае 1926 года у Сызранского моста в течение двух недель вынуждены были стоять пароходы, которые не могли пройти под его пролётами из-за высокой воды. Высота подъёма воды под Сызранским (Александровским) мостом 19 мая 1926 года равнялась 1233 сантиметра. В виду того, что большие пароходы не могли пройти под мостом, перевозка пассажиров и товаров производилась на меньших пароходах, которые проходили до Сызрани, где передавали пассажиров и груз на большой пароход.

Сызрань. Наводнение 1926 года. Фото из фондов Сызранского Краеведческого музея.
Сызрань. Наводнение 1926 года. Фото из фондов Сызранского Краеведческого музея.

Убытки от наводнения огромны. В тот год оказались перекрыты все показатели волжского половодья, причём весьма значительно. Наводнение сильно и надолго отразится на общественной жизни города. Целый ряд предприятий: кожевенное, мукомольные, соляные, электрическая торговля встали на два месяца.

Можно-ли из этого делать вывод, что не нужно было строить дамбу, ухлопав на неё средства. Такого вывода делать нельзя ни в коем случае. Защищаться от воды было необходимо до последних минут. Если бы дамбу не укрепили убытки от наводнения были бы гораздо значительней.

Сильные штормы, бушевавшие на Волге, разнесли бы в щепки и унесли бы по реке строения, находящиеся в затопленном районе. Дамба защитила их от этого и не дала воде унести сорванные строения за свои пределы.

Истраченные на укрепление дамбы средства нельзя считать потерянными. Был смыт только верхний слой в половину или один аршин. Остальная масса дамбы осталась и стала защитой, требующей только небольшого укрепления, на будущие годы. Смыло дамбу полностью только в немногих местах, в тех местах, где произошли прорывы и начался сток воды вниз. Дамбу нужно было строить и укреплять, и это делалось до последней возможности. Затраченные силы и средства не пропали даром.

Если вам понравилась статья, поддержите канал своими лайками.