Найти тему

21 факт об Альфреде Хичкоке, которые вы вряд ли видели в газетах

Известный мастер фильмов ужасов, боявшийся смотреть собственные киноленты, скрывавший за внешней оболочкой циника и эксцентрика скрытную, неловкую, пугливую натуру, потерявший к концу жизни интерес к кино и так и не снявший свой самый страшный фильм – все это он, английский и американский режиссер, продюсер, сценарист, сэр Альфред Хичкок.

Альфред Хичкок
Альфред Хичкок

Интересные факты о Хичкоке

В основе большинства фильмов Хичкока лежит принцип саспенса – состояния беспокойства, неопределенности, чувства тревожного ожидания. Во многом на это наложили отпечаток события, случавшиеся с самим Хичкоком. Ниже двадцатка наиболее интересных фактов жизни и творчества знаменитого кинорежиссера:

Когда Альфред обучался и воспитывался в иезуитском колледже святого Игнатия, монахи за самые незначительные провинности наказывали провинившихся резиновыми палками. По воспоминаниям Хичкока, самым страшным было не само наказание, а предшествующее ему посещение отца-настоятеля, который со зловещим видом записывал имя ученика в журнал и назначал меру наказания, а также следующее за этим томительное ожидание предстоящей взбучки, длившееся целый день. Именно тогда будущий режиссер пришел к умозаключению, что ожидание тяжелого события зачастую гораздо страшнее самого события. В дальнейшем он часто использовал данный ход в своих кинолентах.

Хичкок говорил, что в жизни боится только 4-х вещей. Это дети, полицейские, высота и что его новый фильм будет не таким хорошим, как предшествующий.

Режиссер с детства страдал от компульсивного переедания. Он заедал стресс, страх перед преподавателями, обиды на чрезмерно строгих родителей. Альфред переживал из-за обзывания учеников по поводу его полноты, стеснялся своего тела и на нервной почве ел еще больше. В зрелом возрасте Хичкок весил 167 кг и говорил, что ест как свинья, но не для насыщения, а ради удовольствия, называя прием пищи психологическим, а не физическим процессом.

Многие голливудские актеры с отвращением вспоминали устраиваемые режиссером «ужины в голубой дымке». Приглашенным на ужин гостям предлагались продукты, подкрашенные в различные оттенки синего красителя – голубое картофельное пюре, синий горошек, бифштекс цвета индиго и т. д., запиваемые голубым мартини. У большинства
присутствующих такое меню вызывало приступы тошноты, и далеко не каждый изъявлял желание посетить подобное мероприятие второй раз.

Тема еды неоднократно занимала в фильмах Хичкока важную роль. Так, в триллере 1960 года «Психо» главный герой, наблюдая как гостья скромно ест сэндвич, произносит фразу, что та «ест как птичка». После этого появляются кадры, на которых видны чучела убитых им собственноручно птиц. Становится понятно, что с главным героем не все гладко. А в кинокартине «Дурная слава», чтобы обойти существовавший регламент на длительность поцелуя в кадре не более 3,5 сек, целующиеся герои прерываются каждые 3 сек для обсуждения жареной курицы на запланированном обеде. В итоге сцена поцелуя длится более трех мин.

Из-за полноты Хичкок до 20 лет избегал общения с женским полом, пока не познакомился со своей будущей супругой – Альмой Ревиль, одной из главных британских монтажеров, помощником режиссера. Он женился на ней в 27 лет, будучи девственником, и всю оставшуюся жизнь прожил с одной женой. В браке родилась единственная дочь режиссера Патриция, которую он очень любил.

Хичкок попытался похудеть лишь один раз, в начале 1940-х годов. На это его подтолкнула неудачная попытка завязать шнурки – сделать это не дал большой живот. На протяжении 3-х лет он съедал в день лишь стейк и салат, в результате чего сбросил 45 кг. Однако, склонность к компульсивному перееданию вернулась, и режиссер вновь начал поправляться. Других попыток сбросить вес он больше не делал.

Несмотря на любовь к дочери, на съемочной площадке Хичкок в первую очередь был требовательным режиссером, и вел себя с ней (как и с другими актерами) жестко, порой жестоко. Так, во время съемок фильма «Незнакомцы в поезде», где снималась Патриция, по сценарию ей нужно было прокатиться на колесе обозрения. Девочка боялась высоты, и отец пообещал заплатить дочке 100$ за отснятую сцену. Но в итоге не только не заплатил родному ребенку, преодолевшему страх, но и заставил остановить колесо на 1 час, когда девочка оказалась в его самой высокой точке. Сама Патриция потом говорила, что ее часовое пребывание на 30-метровой высоте испугало, но не удивило.

Хичкок панически боялся смерти жены. Во время родов он, опасаясь, что Альма может умереть, просто сбежал. Вернулся новоявленный папа через сутки после рождения дочери и выглядел так, словно рожала не жена, а он. А однажды Патриция увидела, как отец плачет. Оказалось, что причиной такого его состояния является померещившаяся ему смерть супруги. Заплаканный Хичкок сказал дочери, что не видит смысла снимать кино без Альмы.

Когда в пожилом возрасте Альму Ревиль парализовало из-за инсульта, Альфред не отходил от ее кровати, удаляясь только по просьбе медсестры для отдыха больной или проведения медицинских процедур. В это время он сидел в ближайшем от больницы ресторанчике, чтобы не оставлять супругу одну надолго. Впоследствии он возненавидел этот ресторан, напоминающий ему о пережитых чувствах страха и неопределенности, и составлял свой маршрут так, чтобы никогда не проезжать мимо него.

В 1979 г. Хичкок получил от Американского института кино премию. Первую половину церемонии он старался незаметно пить из фляги водку, разбавленную апельсиновым соком, вторую половину проспал, а затем взял слово, чтобы сказать, что хочет назвать 4-х человек, всегда любивших, ценивших и поддерживающих его – сценариста, режиссера монтажа, мать его дочки Патриции и отличную кухарку, творящую чудеса на кухне. «Всех этих людей зовут Альма Ревиль», – закончил он.

Альфред Хичкок
Альфред Хичкок

Хичкок отличался патологической педантичностью, консервативностью, чистоплотностью, граничащей с брезгливостью. В поездках он предпочитал останавливаться не только в одних и тех же отелях, но и в одних и тех же номерах. А раковину и кран после каждого умывания вытирал тремя полотенцами.

Однажды режиссер заказал у портного сшить 12 совершенно одинаковых костюмов, отличающихся друг от друга только размером. Так он предусмотрел свой постепенный набор веса. Хичкок угадал даже размер последнего костюма, который носил, поправившись до 167 кг.

Во время съемок триллера «Психо» Хичкок захотел убедиться, что снимавшаяся в нем актриса Джанет Ли будет достаточно громко кричать в сцене, когда ее героиню убивают. Для этого он подложил в гримерку актрисы мумию матери главного героя – серийного убийцы и психопата Нормана Бейтса (его прототипом являлся Эд Гин, реальный серийный убийца). Так Хичкок убедился, что Джанет кричит вполне громко. Сама Ли, как ни странно, розыгрыш оценила, назвав режиссера большим весельчаком.

Хичкок полностью, до мельчайших деталей, вынашивал замысел каждого фильма в голове, исключая какие-либо отклонения от задуманного. Так, в ленте «В случае убийства набирайте «М» для сцены убийства на протяжении нескольких дней было переснято множество дублей, пока режиссера не удовлетворило, как блестят ножницы в руке убийцы. А для сцены вытаскивания злодеем зажигалки из канализации в триллере «Незнакомцы в поезде» Хичкок сам отбирал подходящий мусор и сухие листья.

За пятидесятилетнюю кинокарьеру Хичкок снял 55 полнометражных кинокартин, 21 телефильм и 2 документальных фильма. Самого режиссера можно увидеть в его кинолентах в образах случайных прохожих в 39 эпизодах.

9 немых картин режиссера, снятых в период с 1925 г. по 1929 г., признаны всемирным наследием ЮНЕСКО.

Режиссер скончался 29 апреля 1980 г. от почечной недостаточности в возрасте 80 лет. Выполняя его волю, прах развеяли над Тихим океаном.

Цитата Альфреда Хичкока
Цитата Альфреда Хичкока

Альма Ревиль пережила супруга на 2 года и умерла 06 июля 1982 г. Их дочь Патриция дожила до 93 лет и скончалась 09 августа 2021 г.

В 1993 г. в городе Лейтонстоун, Великобритания, рядом с тем местом, где когда-то стоял дом Хичкоков (до настоящего времени он не сохранился), установили памятную табличку. Дата смерти режиссера на ней указана с ошибкой – 24 апреля 1980 г.

Не получив ни одного Оскара в качестве режиссера, Альфред Хичкок по праву может считаться непревзойденным мастером фильмов ужасов, создавшим свой, тревожный, полный неопределенности и беспокойства, мир саспенса.

Познакомиться со многими другими знаменитыми историческими личностями вы можете используя навигацию по нашему каналу:

Навигация по каналу Роль личности в истории
Роль личности в истории30 апреля 2023

Друзья, рады видеть вас на страницах нашего канала! Подписывайтесь, предлагайте в комментариях, о ком из известных личностей вы хотели бы узнать новые или малоизвестные факты.