Время летело быстро. Расширялись краали, принадлежащие Чаке. Войско делало заметные успехи. Но душа вождя жаждала покорения новых вершин и завоеваний. Он не мог сидеть на месте, подобно другим вождям, довольствуясь малым и упиваясь властью.
-Мне надо проведать Странника и спросить у него совета по одному вопросу! Думаю хватит уже сидеть мне на месте! - объявил Чака матери.
-Что ты задумал, сын? - спросила Нанди.
-Ты скоро обо всем узнаешь! Это будет сюрприз! - пообещал Чака.
Нанди промолчала. Оставшись наедине с Пампатой она спросила у девушки:
-Ты знаешь, что придумал мой сын?
-Нет, матушка! Но он давно ходит задумчивый, видно все уже решил! Но меня удивляет и тревожит, то, что он ничего не говорит мне!
-Если уж он что-то вобьет себе в голову, то его не остановишь! Нам остается только ждать и молить духов защитить его!
Странник очень обрадовался визиту Чаки. Он, улыбаясь, похлопывал его плечу.
-Слышал о твоих успехах, Чака! Я всегда знал, что из тебя будет толк!
-Всему меня научил ты, вождь, и я этого никогда не забуду!
-Признайся, ты не просто так явился ко мне?! - лукаво спросил Странник.
-Я пришел к тебе за советом, как к отцу и учителю!
Выслушав Чаку, Странник задумался.
-Что ж, это твое право! Только прошу тебя - не будь жесток! Не позволяй гневу затмить твой разум!
-Обещаю! - ответил Чака, испытывая облегчение. Для того, что он задумал, ему необходимо было одобрение Странника...
Пампата и Нанди смотрели, как сотни воинов Чаки, выходят из крааля и строятся за его пределами.
-Нгвади! Ты знаешь куда Чака решил направить войско? - допытывалась Нанди у младшего сына.
-Нет, мама, не знаю! Он прислал весть, чтобы мы привели войско к краалю Странника. Может вождь попросил его помочь в борьбе с врагами?
-Чака сам отправился к Страннику, за советом. Видимо он его получил...
Из старого крааля также выдвигались воины. Мкаби тоже ничего не было известно о планах Чаки. Женщинам оставалось в тревоге дожидаться вестей.
-Куда же мы направляемся, брат? - спросил Нгвади, когда встретился с Чакой на полпути в крааль Странника.
-Мы идем на клан лангени!
-На родной клан нашей матери?! - удивился Нгвади, - Но почему ты не сказал ничего ей?
-Она стала бы меня отговаривать - у женщин слишком мягкое сердце! Я намерен наказать тех, кто не поддержал нас, когда мы жили в клане!
-Ты намерен их уничтожить?
-В каком-то смысле - да! Я уничтожу их как племя, подчиню себе!
Нгвади не стал больше ничего спрашивать. Он доверял своему старшему брату и готов был отдать за него свою жизнь.
На рассвете, все племя лангени, проснулось от громкого воинственного крика, раздававшегося со всех сторон за забором крааля. Испуганные люди выскакивали из хижин и озирались, стараясь понять откуда исходит угроза. Вождь племени, старый Македама, велел всем мужчинам вооружиться, а женщинам и детям - укрыться внутри хижин.
-Эй, вождь! - раздался громовой голос из вне, - Я вождь племени Зулу, Чака! Ты знаешь меня!
-Почему разбудил нас на рассвете, повергнув в страх? - крикнул в ответ Македама, - Если ты Чака, сын Сензы, значит наполовину принадлежишь и к нашему племени! Твоя мать родилась в этом краале! Почему не вошел к нам другом?
-Я пришел не с добром! Я пришел с местью! Но если вы признаете меня правителем и по доброй воле пойдете под мою руку, то крови не будет!
Македама уже знал, что Чака сколотил большое и выносливое войско. Сам Македама похвастать таким не мог, хоть его племя по числу было почти таким же большим, как зулу.
-Я впущу тебя, Чака! Я не хочу крови! - Македама был мудр и больше всего ценил жизнь своих людей. Племя лангени никогда не отличалось воинственностью и выживало благодаря дружеским отношениям с соседними племенами.
По знаку вождя ворота для Чаки открыли и он прошел внутрь с небольшим отрядом. Остальные воины остались снаружи. Брата Нгвади Чака позвал с собой.
-Вождь! Твои люди предстанут перед моим судом!
-В чем же провинились мы перед тобой? - спросил Македама.
-Много лет назад, я, моя мать, дочь вашего племени Нанди и моя сестра Номцоба, пришли к вам искать защиту! Но нашли мы лишь презрение, оскорбления и насмешки! В голодное время никто не пожелал разделить с нами даже крохи со своего стола! Мы вынуждены были искать приют в чужом племени, где нам жилось лучше, чем в родном!
Македама молчал. Да и что тут скажешь - каждое слово Чаки было правдивым. Внезапно раздался звук трещоток - так обычно давали знать о своем приближении шаманы. Вскоре показался и он сам. Чака сразу узнал его. Именно он, разрешил Нанди с детьми остаться тогда в краале, велел дать жилье, он часто заступался за Чаку и в отличие от многих, был с изгнанниками приветлив.
-Помнишь, Македама, что я тебе говорил! - загудел шаман и его не смели перебивать даже вздохом.
-Как не помнить, Гвабе! Ты говорил, что львенок вырастет в могучего льва и придет отомстить!
-Час расплаты настал, Македама! И сейчас только твоя мудрость может спасти племя! - шаман повернулся к Чаке, - Давно, когда ты был еще ребенком, духи говорили мне, что твой путь - путь силы! Но каждый путь надо пройти и испытать все, что уготовано! Ты прошел его и сейчас ты там, где должен быть!
-Благодарю тебя, Гвабе! Я помню твою доброту! - ответил Чака.
-А теперь верши свой суд, я знаю, он будет справедлив!
Для Чаки расстелили циновки, но он остался стоять. Его глаза пробегали по лицам людей, стоявщих перед ним. Он выискивал знакомые лица и велел им отходить в сторону. Вскоре, в стороне, отдельной кучкой стояло около двадцати человек.
-Вождь Македама! Ты когда-то предоставил нам кров, послушав мудрого Гвабе, и потому я пощажу тебя! - объявил Чака, - А вашу участь мы сейчас будем решать!, - обратился он к тем, кто стоял в стороне от основного племени.
-Я помню, что каждый из вас издевался надо мной и моей матерью! Может ли кто-то из вас сказать, что сделал что-то хорошее для моей семьи? - обратился Чака к тем, кого отобрал.
-Я принес для Нанди точильный камень! - сказал один из стоящих в стороне.
-Да, я припоминаю! Ты можешь отойти к соплеменникам! Ты избежал наказания!
-И я вождь однажды вытащил из огня козленка, которого пасла Номцоба!
-А почему ты спас его?
Говоривший не нашел, что ответить.
-Я скажу тебе почему, - продолжил Чака, - Ты и сам был тогда пастухом и тебе тоже досталось бы за пропажу животного! Ты помогал себе, а не моей сестре!
Говоривший опустил голову, возразить ему было нечего.
-Вас ждет казнь! - объявил Чака, - Но я пообещал не проливать крови, а потому вы погибнете быстро - вам проломят головы дубинками! Уведите!
Когда осужденных увели, к Чаке подошла маленькая, сгорбленная женщина, в которой Чака узнал свою бабку, мать Нанди.
-Ты помнишь меня Чака? - спросила она.
-Помню! А где твой муж, который зовется моим дедом?
-Он очень болен. Я не осмелилась сообщить об этом Нанди, не хотела тревожить. Не могу простить ему того, как он обошелся с вами!
-А я помню твою доброту! Ты можешь жить в моем краале, вместе с матерью и Номцобой!
-Я должна выполнить свой долг жены! Но когда моего мужа не станет, я уеду отсюда к Нанди!
Чака пробыл в клане лангени почти полную луну, устанавливая свои порядки. Македаму он оставил управлять кланом, как и прежде, но теперь бывший вождь должен был согласовывать свои действия с Чакой. В первую очередь Чака набрал новых воинов, из числа молодежи, чтобы взять в свой крааль. Ко времени возвращения в Булавайо, дед Чаки умер и его бабка отправилась в Булавайо, предвкушая какой сюрприз устроит дочери.
Нанди сообщили, что войско Чаки приближается к дому. Она, Пампата и Номцоба поспешили на встречу. Впереди шел Чака и вел за собой быка, на котором восседала пожилая женщина. Нанди с удивлением узнала в ней свою мать.
-Мама! Неужели это ты?! Как ты оказалась здесь? - радостно закричала Нанди, выбегая им навстречу.
-Чака сказал, что я могу жить с тобой! - она спустилась с быка с помощью Чаки. Внук бережно поддержал пожилую женщину.
-Я не понимаю, сын! Объясни где ты был и что произошло?
-Ты скоро все узнаешь! Но сначала накорми меня с дороги!
Нанди слушала рассказ Чаки, с удовольствием поглощавшего угощения, выставленные перед ним, и в ней росло чувство гордости. Сын достиг таких высот, о которых она для него и не мечтала! И он не собирался останавливаться на достигнутом.
-Теперь наступает время использовать свое войско и расширять границы наших территорий! Пусть все увидят мою силу! - озвучил Чака свою мечту...