Найти в Дзене

10 слов из учебника русского языка, которые знают не все взрослые

Оглавление

Всем привет! Недавно я листал пособие к учебнику по русскому языку за 8 класс и там встретил несколько интересных слов. Честно говоря, значения некоторых из них были неизвестны даже мне, что уж говорить про восьмиклассников?

Ниже приведу 10 слов, которые мне удалось найти.

     Учебное пособие, в котором были найдены слова
Учебное пособие, в котором были найдены слова

1. Втуне - напрасно, без толку.

"Петр Афанасьевич склонен был думать, что у него самого появляются дремавшие втуне десятки лет способности педагога" (С. Сергеев-Ценский).

Слышали когда-нибудь это слово? Лично я увидел его впервые. И это не удивительно, так как данное слово устаревшее, и сейчас его можно встретить только в книжной речи.

2. Сусаль - тонкие листы какого-либо металла (например, золота), которые используются для отделки изделий.

"В сосновых чащах дрожали от холода осыпанные сусальной позолотой березы" (По К. Паустовскому).

3. Согбенный - сгорбленный, согнутый.

"На полотне изображен согбенный годами старик в монашеской одежде" (Л. Зельманова).

Хотя я и слышал это слово, но оно является книжным и устаревшим, и вряд ли школьники знают, что оно значит.

4. Гудрон - побочный продукт переработки нефти.

"Деревенский, вдумчивый и скромный, я в душе нетронутой принес площадям и улицам гудронным запахи малины и берез" (В. Сорокин).

5. Рында - корабельный колокол.

"Внутри при входе в коридор висел небольшой медный колокол – рында" (Ю. Клименченко).

6. Старица - старое русло реки.

"Блестит старица" (В. Порудоминский).

7. Монолит - цельная каменная глыба.

"Вытесанная из гигантского гранитного монолита и увенчанная скульптурой работы Б.И. Орловского, она зрительно усиливает простор и архитектурное величие площади" (Н. Алеева).

8. Посорка - сор, сбитый зверьком во время передвижения по деревьям.

"Она шла верхом, прыгая с дерева на дерево, оставляя на снежных ветках следы, роняя посорку" (М. Пришвин).

9. Мантилья - кружевной шарф-вуаль.

"Вывернувшись от отца, она подбежала к матери, и, не обращая никакого внимания на ее строго замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах мантильи и засмеялась" (Л. Толстой).

10. Кудель - шерсть, приготовленная для прядения.

"Свивши тучи в кудель и окутав горные щели, ветер, рыдая, прядет тонкие нити дождя" (М. Волошин).

     https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/4414226/pub_60c1042e8ca63b4f8d3bd7b0_60c11c972d0f3903042ce90c/scale_1200
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/4414226/pub_60c1042e8ca63b4f8d3bd7b0_60c11c972d0f3903042ce90c/scale_1200

Ну, как вам слова? Как вы думаете, восьмиклассники знают значения этих слов? А все ли взрослые знают, что такое "втуне" и "рында"?

Я, конечно, понимаю, что в учебниках русского языка используются художественные тексты, в которых могут встретиться разные слова. Но мне кажется, что непонятные лексемы могут усложнить понимание не только текста, но и правил русского языка. Ведь тексты на уроке используются именно для отработки правил, изучения и закрепления материала.

Можно, как вариант, давать хотя бы словарные ссылки с объяснениями значений сложных слов, которые могут быть непонятны школьникам.

А самое интересное, что книжка, слова из которой мы сегодня разбирали, сделана по ФГОС, так что всё в порядке. Будем надеяться на то, что школьники умнее нас. Будем надеяться на то, что школьники знают слова, которые не знает большинство взрослых.

     https://fs.znanio.ru/7ec5d2/d2/29/264b1990d72acec4cb4b1b2f55691b4dbd.jpg
https://fs.znanio.ru/7ec5d2/d2/29/264b1990d72acec4cb4b1b2f55691b4dbd.jpg

А какие из 10 приведенных слов вы знали? Как вы думаете, должны ли в учебниках русского языка встречаться слова, которые не используются в современной речи и не относятся к общеупотребительной лексике?

Делитесь мнением в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Всего доброго!