Всем привет! Недавно я листал пособие к учебнику по русскому языку за 8 класс и там встретил несколько интересных слов. Честно говоря, значения некоторых из них были неизвестны даже мне, что уж говорить про восьмиклассников?
Ниже приведу 10 слов, которые мне удалось найти.
1. Втуне - напрасно, без толку.
"Петр Афанасьевич склонен был думать, что у него самого появляются дремавшие втуне десятки лет способности педагога" (С. Сергеев-Ценский).
Слышали когда-нибудь это слово? Лично я увидел его впервые. И это не удивительно, так как данное слово устаревшее, и сейчас его можно встретить только в книжной речи.
2. Сусаль - тонкие листы какого-либо металла (например, золота), которые используются для отделки изделий.
"В сосновых чащах дрожали от холода осыпанные сусальной позолотой березы" (По К. Паустовскому).
3. Согбенный - сгорбленный, согнутый.
"На полотне изображен согбенный годами старик в монашеской одежде" (Л. Зельманова).
Хотя я и слышал это слово, но оно является книжным и устаревшим, и вряд ли школьники знают, что оно значит.
4. Гудрон - побочный продукт переработки нефти.
"Деревенский, вдумчивый и скромный, я в душе нетронутой принес площадям и улицам гудронным запахи малины и берез" (В. Сорокин).
5. Рында - корабельный колокол.
"Внутри при входе в коридор висел небольшой медный колокол – рында" (Ю. Клименченко).
6. Старица - старое русло реки.
"Блестит старица" (В. Порудоминский).
7. Монолит - цельная каменная глыба.
"Вытесанная из гигантского гранитного монолита и увенчанная скульптурой работы Б.И. Орловского, она зрительно усиливает простор и архитектурное величие площади" (Н. Алеева).
8. Посорка - сор, сбитый зверьком во время передвижения по деревьям.
"Она шла верхом, прыгая с дерева на дерево, оставляя на снежных ветках следы, роняя посорку" (М. Пришвин).
9. Мантилья - кружевной шарф-вуаль.
"Вывернувшись от отца, она подбежала к матери, и, не обращая никакого внимания на ее строго замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах мантильи и засмеялась" (Л. Толстой).
10. Кудель - шерсть, приготовленная для прядения.
"Свивши тучи в кудель и окутав горные щели, ветер, рыдая, прядет тонкие нити дождя" (М. Волошин).
Ну, как вам слова? Как вы думаете, восьмиклассники знают значения этих слов? А все ли взрослые знают, что такое "втуне" и "рында"?
Я, конечно, понимаю, что в учебниках русского языка используются художественные тексты, в которых могут встретиться разные слова. Но мне кажется, что непонятные лексемы могут усложнить понимание не только текста, но и правил русского языка. Ведь тексты на уроке используются именно для отработки правил, изучения и закрепления материала.
Можно, как вариант, давать хотя бы словарные ссылки с объяснениями значений сложных слов, которые могут быть непонятны школьникам.
А самое интересное, что книжка, слова из которой мы сегодня разбирали, сделана по ФГОС, так что всё в порядке. Будем надеяться на то, что школьники умнее нас. Будем надеяться на то, что школьники знают слова, которые не знает большинство взрослых.
А какие из 10 приведенных слов вы знали? Как вы думаете, должны ли в учебниках русского языка встречаться слова, которые не используются в современной речи и не относятся к общеупотребительной лексике?
Делитесь мнением в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Всего доброго!