Найти тему
Сколково

Экспресс-доставка до орбиты: зачем выстраивать малую космическую логистику

Оглавление

Резидент «Сколково» компания «Орбитальный экспресс» разрабатывает сервис доставки малых спутников на орбиту Земли. Технология способна ускорить и упростить запуск малых космический аппаратов на околоземные и межпланетные орбиты. Для чего нужна транспортная артерия между Луной и Землей и при каких условиях частный бизнес может заниматься космонавтикой, рассказал директор по развитию стартапа Александр Углов.

Как придумали решение «последней мили»?

Идея занять нишу «курьеров в космическом пространстве» родилась из предыдущего проекта команды разработчиков — лунного микроспутника. «Ребята — настоящие энтузиасты, хотели удостовериться, точно ли люди были на Луне, сфотографировать следы пребывания на ней человека. Чтобы отправить туда аппарат, требовалась полезная нагрузка — около 50 кг. Но в принципе мощности разгонного блока хватало на то, чтобы выводить до 200 кг на околоземные орбиты. Это был шанс встроиться в рынок космической логистики, так и появился проект «Орбитальный экспресс», к которому я присоединился в 2020 году», — говорит Александр Углов.

Главный элемент системы доставки спутниковых группировок, которую предлагает «Орбитальный экспресс», — разгонный блок «Садко». Он позволяет выполнять попутный запуск на ракетах-носителях среднего и тяжелого класса или в качестве третьей ступени сверхмалых ракет.

По словам спикера, такой вариант существенно экономит время и удешевляет сам процесс. «Как происходит чаще всего: в головной части ракеты, которая выходит на орбиту, находится плеяда спутников; при отстреле они отбрасываются и в течение какого-то времени расходятся по своим рабочим орбитам. Мы доработали решение «последней мили»: после отстрела сможем сразу точечно развозить грузы наших клиентов по необходимым маршрутам», — дополняет он.

Собрать сконструированный разгонный блок можно полностью из отечественных компонентов и на базе уже имеющейся в стране инфраструктуры. «Изначально целились на импортозамещение, и не потому, что вынуждены выбрать этот подход, а исходя из объективных критериев качества: например, необходимая нам электроника от российских производителей работает лучше, чем зарубежные аналоги», — подчеркивает представитель стартапа.

Зачем нужен сервис доставки в космосе?

Технология заинтересует научные организации, университеты, специалистов по разведке месторождений и бизнес, который занимается производством компонентов для космической отрасли. Полезной нагрузкой могут стать даже арт-объекты или реклама.

Александр Углов отмечает: «В мире порядка 70 компаний, которые специализируются на нашей тематике. Но в России мы — единственные, кто мог бы это реализовать. Если человеку нужно запустить пять килограммов груза, например, для научных исследований — «Роскосмос» с такими небольшими объемами просто не работает. «Орбитальный экспресс» планирует закрыть этот сегмент потребностей клиента, который, в свою очередь, комплементарен и «Роскосмосу»: позволяет дозагрузить мощности ракет, которые запускаются».

Основная цель разработчиков — создать группировку аппаратов, которые будут, оставаясь на орбите после развозки грузов, обслуживать и инспектировать уже запущенные микроспутники. А также «подбирать» те, которые только вышли на орбиту с помощью ракет, и доставлять их к Луне. Таким образом будет выстроена отлаженная транспортная артерия между Землей и спутником нашей планеты.

Могут ли стартапы выйти на космический рынок?

По мнению директора по развитию компании, проекты, связанные с космосом, нуждаются в длительной детальной проработке и большом объеме инвестиций. «Проблема финансирования связана с тем, что для многих инвесторов проще и желаннее — получить прибыль здесь и сейчас: горизонт планирования сегодня слишком маленький. В стартап было бы выгодно инвестировать государственным фондам, такая практика повысит и конкурентное преимущество на мировом рынке, и уровень научных достижений. С нами готовы сотрудничать госкорпорации: например, есть договоренности о партнерстве с АО «Главкосмос», дочерним предприятием «Роскосмоса», — уточняет участник команды «Орбитальный экспресс».

В настоящий момент резидент «Сколково» перестраивает ориентиры на рынки Азии, Латинской Америки, стран СНГ и занимается поиском партнеров для организации пилотного испытания. «В феврале прошлого года мы получили существенную поддержку одного бизнес-ангела, благодаря чему смогли попробовать другие бизнес-модели, проверить, как они будут работать на нашем кейсе», — делится спикер.

В каких направлениях стоит развиваться?

В числе самых перспективных отраслей космического рынка Александр Углов выделяет освоение Марса и лунные программы, которые должны быть выполнены в ближайшие десятилетия в рамках партнерств между странами и космическими агентствами. Например, программа «Артемида», реализуемая NASA в сотрудничестве с Европейским космическим агентством, или российско-китайское партнерство по созданию научной станции на Луне.

«Это два принципиально разных решения: в первом случае участники нацелены на то, чтобы построить базу, на которой будут работать люди; а российско-китайский союз планирует сделать автоматизированную станцию, оснащенную только роботами. Ключевой задачей в ходе освоения спутника является добыча гелия-3, масса которого на Земле незначительна, а на Луне предполагаются залежи в десятки тысяч тонн. Этот мощный источник энергии может стать новым этапом в развитии технологического потенциала нашей цивилизации», — комментирует представитель стартапа.

Как раз для строительства необходимой инфраструктуры, добычи ценного химического элемента и передачи его на Землю потребуется продуманная логистика в космосе. Отдельные аспекты «транспортного вопроса» сервис доставки «Орбитального экспресса» сможет взять на себя.

Еще одно востребованное направление, интересующее компанию в масштабе долгосрочного развития, — уборка космического мусора, который представляет угрозу для действующих на околоземных и планетарных орбитах аппаратов и спутников.

Наука
7 млн интересуются