Не так давно в одной из школ города А. произошел довольно мерзкий случай. Девятиклассники написали фломастером на лбу одноклассника нецензурное слово и сняли все это на видео. Дело происходило в вестибюле школы, где было довольно много школьников.
Такое поведение старшеклассников вызвано не каким-то сиюминутным помутнением разума у подростков, а осознанием вседозволенности. Как выяснилось позже, парня травили достаточно давно.
На ролик уже отреагировала прокуратура и администрация города, а глава следственного комитета Бастрыкин пообещал взять дело под свой контроль. Но психологическую травму, которая была нанесена подростку, вряд ли удастся залечить быстро.
В комментариях к ролику подчеркивается, что школьник, подвергшийся издевательствам, является сыном участника СВО. Если это так, то поступок школьников становится еще более отвратительным.
Но хотелось бы поразмышлять над ситуацией в целом.
Возникают два извечных вопроса: кто виноват и что делать?
Конечно, вина семьи неоспорима.
Кому не знакома русская поговорка:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему?
Эти ребята (и не только эти) могут быть из вполне благополучных семей.
Хотя какую семью можно считать благополучной? Имеющую материальный достаток? В которой есть оба родителя? В которой царят дружеские доверительные отношения? В которой есть о чем поговорить друг с другом?
Говорить нужно, обязательно нужно, в том числе о человеческом достоинстве. Ведь человек, сам обладающий достоинством, никогда не унизит другого. Ему даже в голову это не придет. Подобные вещи допускают дети ущербные, недолюбленные, которым нужно утвердиться за счет других.
В комментариях к видео мнения насчет вины учителей разделились. Одни считают, что учитель виноват, другие – нет.
– Учитель должен следить за тем, как ведут себя дети на перемене, – утверждают одни.
– У учителя на перемене куча дел, и нет возможности следить за тем, чем занимаются старшеклассники, – возражают другие.
Я, вероятно, навлеку гнев бывших коллег на свою голову, но скажу, что учитель виноват. Но его вина не в том, что что-то недоглядел на перемене, а в том, что многое недоглядел в отношениях подростков.
За двадцать четыре года работы в школе у меня в классе два раза были попытки травли учеников одноклассниками.
Первая – в самом начале моего педагогического пути. Класс у меня был хороший, дружный. Но вдруг я стала замечать, что один парнишка стал систематически опаздывать на уроки. Причем забегал в класс со звонком и вел себя, как загнанный заяц.
Понаблюдала, а потом его все-таки «расколола» его. Не удалось выяснить, с чего все началось, но ребята (шестиклассники) стали гонять Серегу по коридору, а он дал слабину, стал убегать. И пошло.
Не откладывая дело в долгий ящик, я в ближайшую субботу собрала парней с отцами на встречу, каждому дала слово. А сказать-то им было нечего. Говорила я и несколько пап.
Нам удалось достучаться до ребят. Многие выходили из кабинета с красными глазами. Им было стыдно. Больше таких проблем в классе не возникало.
Еще раз подобная ситуация возникла лет через двадцать, среди девчонок-старшеклассниц после поездки классом в Питер.
В ту сторону ехали дружно и весело, а потом одна девочка, дочка учительницы, стала капризничать: хочу быть с Таней в номере, а у Тани подружка Наташа, она с Наташей хочет. Дальше – больше.
Так пять дней и жили, как на вулкане. По приезде домой, конфликт не прекратился., даже усилился. Я разговаривала и со всеми вместе, и с каждой по отдельности. Больше всего в этой ситуации мне было жалко маму девочки, так как она вела математику в моем классе.
Кое-как удалось установить мир. Как говорится, худой мир лучше доброй ссоры. Потом наступили летние каникулы, а за лето, видно, девчонки повзрослели.
Второй вопрос: что делать?
Говорить с учениками. О жизни, о чести, о достоинстве, о том, что все разные, и каждый достоин уважения.
Может, учителям литературы легче, ведь у нас в руках такой замечательный инструмент воспитания, как литература?
Но есть еще театр, кино. Вспомните, скольких трудных подростков изменил фильм Ролана Быкова «Чучело»! Самые отпетые, узнавая себя в героях фильма, выходили из зала, незаметно вытирая слезы раскаяния.
Нет сейчас режиссеров детского кино уровня Ролана Быкова.
Все травмы из детства, и учитель не имеет морального права допускать такие ситуации, которые калечат детей, ломают им психику, оставляют глубочайший след в душе.