Сама собою сложилась такая вот ретроспектива…
Уроженец Симбирской губернии Василий Николаевич Кочетков — русский солдат трёх императоров (Александра I, Николая I и Александра II), служивший в 12 войсковых частях трёх родов войск (пехоты, кавалерии и артиллерии), участвовавший в 10 войнах своего века. Шесть раз был ранен, получил более двадцати боевых орденов, медалей и других знаков отличия.
Во время Отечественной войны 1812 года Кочетков сражался в битве при Бородино, бился под Лейпцигом, брал Париж.
В начале войны на Кавказе за год был дважды ранен: в шею навылет и в обе ноги с раздроблением левой голени, но всякий раз возвращался в строй. В боях при ауле Дарго в 1845 году он снова был ранен в левую голень и попал в плен к горцам. Пробыв в плену девять месяцев и 23 дня, Кочетков бежал, проявив при этом чудеса находчивости.
Во время Крымской войны защищал Севастополь — принимал участие в вылазках с командами охотников (добровольцев), а при обороне Корниловского бастиона снова был ранен осколками разорвавшейся рядом бомбы.
В 1869 году он подал рапорт на Высочайшее имя с просьбой разрешить ему переход из роты почётных гренадёров в части, действующие на среднеазиатском театре военных действий, и был зачислен в Туркестанскую конно-артиллерийскую бригаду горных орудий фейерверкером 1 класса. В 1873 году в отряде под командой генерал-адъютанта Кауфмана, проделав марш через пустыню, брал Хиву.
В 1874 году по высочайшему повелению героя определили на службу в конвой императорского поезда, однако вскоре на Балканах выступили против Османской империи Сербия и Черногория. На помощь славянским братьям в составе пятитысячного отряда русских добровольцев отправился и 92-летний Василий Кочетков. С началом русско-турецкой войны он вступил в 19-ю конно-артиллерийскую бригаду. Участвовал в боях на Шипкинском перевале, там потерял левую ногу.
Однако службу не оставил. В 1878 году «за отличие» был переведён в лейб-гвардии конно-артиллерийскую бригаду. Прослужил в ней ещё 13 лет и только в 106 лет ушёл в отставку. Согласно «Вестнику военного духовенства», Василий Николаевич Кочетков скончался 30 мая 1892 года в возрасте 107 лет в Белозерске при проезде из Петербурга на родину…
В знаменитой книге Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» упоминается русский летчик, потерявший в Первую мировую войну ногу, но вернувшийся в строй благодаря воле и упорству.
Знал ли Борис Полевой историю этого удивительного человека? Скорее всего, да. Но не могло в книге прозвучать имя человека, отринувшего Октябрьскую революцию. Так замечательный летчик, талантливый авиаконструктор Александр Прокофьев-Северский оказался за пределами советской историографии.
Родился он в 1894 году в Петербурге. Его отец был артистом театра оперетты, известным исполнителем цыганских романсов. Но, увлёкшись новомодным течением, стал авиатором. Любовь к авиации Николай Григорьевич передал своим детям, оба его сына стали пилотами.
В 1915 году морской летчик Александр Прокофьев-Северский, служивший на Эзельской базе гидропланов, вылетел на поиск и уничтожение германской подводной лодки. С собой экипаж самолёта взял 2 полупудовые бомбы. По нелепой случайности одна из бомб взорвалась. Мичман Прокофьев-Северский чудом остался жив, но потерял ногу.
Не павший духом лётчик ставит себе целью невозможное: вернуться в авиацию. Он постоянно тренируется, занимается гимнастикой, игрой в гольф, плавает, даже учится танцевать. После многих месяцев тренировок и десятка рапортов Александр добивается возвращения в армию и получает назначение в наземную службу морской авиации. Он — приёмщик гидропланов, поступающих на флот с петербургских заводов.
Но Александр мечтает о небе. Однажды во время смотра новых самолетов он самовольно садится в одну из машин, поднимается в небо и демонстрирует собравшимся высокопоставленным чиновникам и высшим офицерам фигуры высшего пилотажа. Приземлившись, он направляется к членам комиссии, представляется и излагает свою просьбу о возвращении его в действующую армию. О летчике-инвалиде, страстно желающем служить своему Отечеству, докладывают царю, и Николай II личным указанием возвращает мичмана Прокофьева-Северского в боевую авиацию.
Александр совершил ещё 60 боевых вылетом, одержал несколько воздушных побед, за что был награждён боевыми орденами и золотым Георгиевским оружием. В 23 года Прокофьев-Северский — уже командир истребительного авиаотряда.
В августе 1917 года в его судьбе происходит резкий поворот: военный лётчик становится дипломатом. Его направляют на службу в посольство России в США в качестве помощника военно-морского атташе. А через несколько месяцев судьба ставит его перед нелёгким выбором. После долгих раздумий и колебаний Александр решает в советскую Россию не возвращаться.
Пройдя долгий путь, Александр Северский (сокративший в США свою фамилию) сумел организовать свою авиационную фирму по проектированию самолётов. В 1935 году Александр Северский на спроектированном в его компании самолете-амфибии установил мировой рекорд скорости для самолётов этого класса, который продержался. 45 лет.
Во время Второй мировой войны русский лётчик и авиаконструктор стал консультантом по военным делам при правительстве США. Президент Гарри Трумэн высоко оценил деятельность консультанта Северского, наградив его медалью «За заслуги».
Скончался Александр Николаевич в 1974 году, 24 мая, не дожив до своего 80-летия всего несколько дней.
Советский военный лётчик-истребитель Алексей Маресьев, лёжа в госпитале с ампутированными обеими ногами, узнал о своём предшественнике как о «русском военном лётчике, поручике Валерьяне Аркадьевиче Карповиче». «Летая над вражескими позициями, поручик Карпович был ранен в ногу немецкой разрывной пулей «дум-дум». С раздробленной ногой он сумел на своём «фармане» перетянуть через линию фронта и сесть у своих. Ступню ему отняли, но молодой офицер не пожелал увольняться из армии. Он изобрёл протез собственной конструкции. Он долго и упорно занимался гимнастикой, тренировался и благодаря этому к концу войны вернулся в армию. Он служил инспектором в школе военных пилотов и даже «порой рисковал подниматься в воздух на своем аэроплане». Он был награждён офицерским «Георгием» и успешно служил в русской военной авиации, пока не погиб в результате катастрофы», — повествовала небольшая заметка в журнале.
А за ней последовал диалог:
«— Прочел? — хитровато спросил Комиссар. (Алексей молчал, всё ещё
бегая глазами по строчкам.) — Ну, что скажешь?
— Но у него не было только ступни.
— А ты же советский человек.
— Он летал на «фармане». Разве это самолёт? Это этажерка. На нём
чего не летать? Там такое управление, что ни ловкости, ни быстроты не
надо.
— Но ты же советский человек! — настаивал Комиссар.
— Советский человек, — машинально повторил Алексей, всё ещё не
отрывая глаз от заметки; потом бледное лицо его осветилось каким-то
внутренним румянцем, и он обвел всех изумлённо-радостным взглядом».
Так с детства влюблённый в небо уроженец города Камышин обрёл свой легендарный путь в историю подвига русских воинов.
Всем, кто не читал гениальную книгу о нём, перескажу кратко биографию одного из известнейших лётчиков Советского Союза.
Алексей был младшим из троих сыновей ветерана Первой мировой войны Петра Авдеевича Маресьева, который, вернувшись домой с фронта, умер от ран в 1919 году, когда мальчику исполнилось три года. МамаЕкатерина Никитична работала уборщицей на деревообрабатывающем заводе и одна воспитывала троих детей.
После окончания 8 классов школы в Камышине мальчик поступил в ФЗУ и, получив специальность токаря по металлу, начал свою трудовую деятельность токарем на Камышинском лесозаводе. Дважды подавал документы в лётное училище, но их возвращали из-за полученного в детстве ревматизма. Тем не менее он поступил на заочный рабфак МАИ.
В 1934 году Камышинский райком направил комсомольца Маресьева на строительство авиазавода в Комсомольске-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимался в аэроклубе.
В октябре 1937 года был призван на срочную службу и направлен в погранвойска НКВД СССР. Служил авиатехником в авиапогранотряде морского пограничного отряда на острове Сахалин. В 1940 году в Батайске окончил авиаучилище, получил звание младшего лейтенанта и остался работать в училище инструктором. Там и встретил Великую Отечественную войну.
В бою 1 апреля 1942 года Алексей Маресьев открыл свой боевой счёт, сбив транспортный самолёт Ю-52, а 4 апреля сбил сразу два самолёта этого типа. 5 апреля 1942 года в Новгородской области во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт Як-1 был подбит. Маресьев сумел дотянуть самолёт через линию фронта до своей территории, и попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров.
Алексею раздробило обе ступни. Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Первыми его заметили жители деревни Плав, что в Валдайском районе. На вопрос «Ты немец?» Маресьев не ответил, они побоялись его трогать и вернулись в деревню. Затем его, уже еле живого, обнаружили двое мальчишек из той же деревни — Серёжа Малин и Саша Вихров. Мальчишки позвали на помощь деда Саши, который отвёз спасённого на подводе в свой дом. Несколько дней колхозники ухаживали за Маресьевым, но ему необходима была медицинская помощь, а в селе не было врача. В первых числах мая рядом с деревней приземлился самолёт,, и Маресьева отправили в Москву, в госпиталь.
Вот что вспоминал сын лётчика, Виктор Маресьев, в интервью корреспонденту газеты «АиФ»: «В госпитале отец, с заражением крови и генгреной, лежал на каталке уже по пути в морг. Так случилось, что мимо умирающего Маресьева шёл профессор Теребинский. Он спросил: «А этот что тут лежит?» С отца сняли простыню и говорят: «А это лейтенант молодой с гангреной». Теребинский приказал: «Ну-ка на операционный стол его живо!».
Как происходило возвращение в боевой строй лётчика с ампутированными в области голени обеими ногами лучше, чем сделал это писатель Борис Полевой, наверное, не расскажешь.
Но 19 июля 1943 года Алексей Маресьев одержал свою первую после возвращения в строй победу — сбил пикирующий бомбардировщик Ю-87, а на следующий день, 20 июля, во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два истребителя Фв-190, прикрывавших бомбардировщики Ю-87. Слава о нём разнеслась по всей 15-й воздушной армии и всему фронту. 24 августа 1943 года за сбитие трёх немецких истребителей и спасение жизни двух лётчиков заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного дивизионного корпуса 15-й Воздушной армии старший лейтенант Алексей Петрович Маресьев был удостоен звания Героя Советского Союза.
В марте 1945 года, когда имя Маресьева было уже известным стране и его гибель была крайне нежелательна, он после ряда настойчивых пожеланий вышестоящего командования согласился перейти из боевого полка на должность инспектора-лётчика в управление вузов Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС РККА.
Всего за время войны Маресьев совершил восемьдесят шесть боевых вылетов, сбил десять самолётов врага: три до ранения и семь после.
В запас Алексей Петрович уволился в июле 1946 года. Постоянно поддерживал себя в отличной физической форме (катался на лыжах, коньках, велосипеде, занимался плаванием). Находясь в санатории под Куйбышевом, установил личный рекорд, переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут. Свои последние вылеты на самолёте (учебном По-2) совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.
В 1952 году знаменитый лётчик окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, четыре года спустя защитил кандидатскую диссертацию по истории. С сентября 1956 года работал ответственным секретарём Всесоюзного комитета ветеранов войны, в 1989 — 1991 годах являлся народным депутатом СССР.
Умер отец троих сыновей, почётный гражданин Камышина, Комсомольска-на-Амуре, Орала и болгарского города Стара Загора в день своего 85-летия. 18 мая 2001 года в Театре российской армии должен был состояться торжественный вечер по случаю юбилея Алексея Маресьева, но за час до начала концерта у него случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался с минуты молчания.
Три эпохи, три имени…
Ныне же — имён не перечесть. Саперы 6-го казачьего полка ЛНР уже несколько месяцев разминируют Попасную. Смертельным железом здесь усеян буквально каждый метр. Обезвреживать всё это придётся годами, бойцы говорят, что теперь они имеют дело с немецкими магнитными минами натовского образца. А бывает, что под одну мину кладут ещё и другую, на растяжке, специально для сапера, чтобы подорвался. Поэтому бойцы стараются уничтожать мины там же, где и обнаружили. Командир инженерной роты уже несколько раз лично опровергал известную поговорку про саперов. В результате подрыва он лишился ноги. Теперь воюет на протезе. Инженерно-саперную роту в 6-м полку называют «ротой Маресьевых». Там у нескольких бойцов — протезы. Уже современные, качественные, сделать которые помог луганский священник Пётр Гриценко.
А у Владимира Шапошникова, оператора установки разминирования, и вовсе нет обеих ног. При этом он сейчас легко управляется со «Змеем Горынычем» — так бойцы называют машину, прокладывающую в минных полях проходы для танков.. «Змей Горыныч» «плюётся» длинным шлангом, заполненным взрывчаткой, на 200 — 500 метров. В результате подрыва заряда происходит детонация противотанковых мин. Бойцы зачастую используют эту установку как эффективное оружие. Как-то Владимир на своей машине смог подобраться вплотную к противнику и забросить шланг со взрывчаткой прямо на командный пункт, уничтожив два десятка офицеров.
Все бойцы этой части для себя решили: «Нет, не могу встретить день победы, лежа на кровати или сидя у телевизора. Надо быть там, где победа делается».
Сапёр — не кошка. У него — не девять жизней.
Но и одну, а повезёт — и сотни раз,
Он, не колеблясь, на кон ставит, чтоб Отчизне
Во веки вечные не пробил смертный час.
.
Сапёр работает без права на ошибку.
Но если ангел за спиной вдруг оплошал,
Сквозь вспышки боли прорывается улыбка:
«Ну, медицина нынче всё же хороша!..
.
Ну, не могу я почивать на лаврах ратных,
Когда от опыта и чуткости руки
Зависят сводки о «потерях безвозвратных»,
А старых с малыми калечат «лепестки»!».
.
Потёрта по углам нагрудная иконка,
Нещадно замусолен скромный талисман –
Конфета, что соседским рыжим пацанёнком
На новых проводах засунута в карман.
.
Попасная по-прежнему, как враг, опасна:
Здесь «Змей Горыныч» позабыл про выходной
И бурой стала кровь на линиях всех красных,
Людьми проложенных меж миром и войной.
.
Шагает в часть, не торопясь, лихая рота
Бойцов — вразрез с судьбой и ей наперерез.
«На «передке» проходов хватит
для «брони» и для пехоты…» —
Скрипит у каждого натруженный протез…
25.10.2022