Саботаж всегда совершается умышленно и направлен на разрушение. А значит, с таким явлением на работе необходимо бороться, иначе компанию может ожидать крах. Поэтому поделюсь с вами причинами саботажа и, конечно, расскажу, как устранить его раз и навсегда.
Что такое саботаж
Для начала я бы хотел в целом объяснить, как может проявляться это явление. Саботаж бывает нескольких видов:
- Физический. Это, например, когда работник умышленно сломал компьютер, чтобы не работать, или повредил другую технику. Иногда сотрудники доходят до того, что целенаправленно причиняют себе травмы.
- Экономический. В этом случае есть действия, которые совершаются, чтобы подорвать экономическую стабильность предприятия. На одной из моих прошлых работ такое случалось. Бухгалтер умышленно перевела крупную сумму на закрытый счет другой организации. Возвращать их пришлось больше 8 месяцев.
- Информационный. При таком раскладе человек, владеющий какой-то информацией о рынке, конкурентах, прогнозах, выдает заведомо ложные данные. Это ломает процессы и ведет компанию по неправильному пути.
- Психологический. Это действия, которые направлены на разрушение внутренней психологической устойчивости коллектива. Поясню на примере. Я работал в одной компании, где сотрудник целенаправленно настраивал всех против руководства, говорил про начальников неприятные и не всегда правдивые факты. Рано или поздно это приводит к тому, что как минимум часть коллектива начинает верить в ложные слухи.
Что делать, если рабочий процесс саботируют
Первое и самое эффективное средство – избавиться от саботажника, то есть уволить. Не пытайтесь его исправить или изменить, поскольку второй шанс может только убедить человека в безнаказанности, и он повторит попытку разрушить компанию.
Однако лучше предупредить саботаж, чем бороться с последствиями. И в этом помогут несколько советов:
1. Выстройте корпоративную культуру. Это то, что позволяет коллективу сплотиться, так как каждый чувствует себя частью единого целого. К тому же с грамотно выстроенной культурой сотрудники не приходят на работу как на каторгу.
2. Обучайте сотрудников. Это показывает вашу заинтересованность в их профессиональном росте и развитии, а также желание вкладываться в них.
3. Контролируйте доступ к информации. Не каждый должен иметь доступ к клиентской базе, коммерческой тайне. Иначе вероятность саботажа возрастает.
4. Общайтесь с подчиненными, в том числе в неформальной обстановке. Я не говорю, что надо становиться с сотрудниками лучшими друзьями. Но иногда стоит интересоваться их делами, отношениями в коллективе, проблемами. Это даст понимание того, какая атмосфера в организации и на какие вопросы нужно обратить внимание.
5. Выстройте систему поощрения и наказания. Если вы выдаете премию или, наоборот, штрафуете хаотично, это порождаете вражду в коллективе и негативное отношение к вам.
6. Консультируйтесь с экспертами, в том числе с психологами. Они помогут вам поддерживать здоровую атмосферу в организации.
Читайте еще: