Многие люди просто «ходят на службу», а не работают. Отсиживают «от сих до сих», стараются притаиться и спрятаться, когда рядом начальник. Выполняют обязанности по инерции. Иногда даже неплохо, руководство довольно. Но сами сотрудники могли бы не терять год, два, десять, а за это время «прокачаться» до принципиально иного уровня.
В чем же дело? Только ли в деньгах? Нет. Рассказываю, почему только финансовая мотивация и самомотивация не работают, и чем их можно заменить.
Почему деньги не универсальный вариант
Мотивации на самом деле всегда две. Одна — положительная, другая — отрицательная. Позитивная вкратце это: если я хорошо поработаю, будет награда. Негативная: если провалюсь, уволят или оштрафуют.
Принцип кнута и пряника. Он довольно эффективен и как самомотивация. Всегда есть страхи остаться без заработка, невозможность содержать семью, выплачивать кредиты и ипотеку. А с другой стороны — хочется лучше жить, приобретать дорогие вещи.
Получается, все дело в деньгах и их количестве? Нет. И вот почему:
- На первом этапе мотивация деньгами может быть очень эффективной. Это как большая вкусная морковка, которую вешают перед носом лошадки. Мол, беги быстрее — тогда ее получишь.
- На втором этапе случается вот что. Лошадка прибегает, съедает морковку. Сначала она довольна. Но на второй, третий раз морковка кажется уже маленькой. И горькой. «Надо отрабатывать лишние восемь часов? Да не так важны мне эти деньги, я лучше дома отосплюсь».
- На третьем этапе обычно подключают «кнут». Если лошадка не бежит за морковкой, то надо стимулировать. В связке работает хорошо, но тоже до определенного момента.
- Наступает четвертый этап. Морковка не привлекает, кнут пугает, но провоцирует не работу, а «имитацию бурной деятельности». В этом состоянии застревают многие.
Что же делать с мотивацией и самомотивацией? Неужели без стимуляции денежной «морковкой» и страхами штрафов-кнутов не получится работать? Получится.
Лучший способ мотивации
Отвлекусь на притчу. Возможно, вы ее слышали, но она хорошо отражает суть идеальной мотивации.
Три человека таскают камни. Первого спрашивают: что ты делаешь? Он отвечает: «Горбачусь за копейки!» Второго: «Отрабатываю зарплату». А третий: «Строю храм».
У кого будет максимальная мотивация? Конечно, у третьего. Ведь он не просто «горбатится» либо «отрабатывает», а осознает, для чего работает. Он будет не просто механически выполнять свою задачу, а придумывать разные инновации, повышать эффективность.
Задача любого человека, понимать, что и зачем он делает. Можно сказать: но ведь не все профессии — творческие. Менеджер по продажам, например, просто продает.
Но это не так. Просто цель должна быть не «впарить» и даже не «продать». А решить проблему клиента, улучшить его жизнь и получить благодарность.
Допустим, менеджер продает пылесосы. Ему важно понимать, что это не аппараты с определенными техническими характеристиками, а инструменты, которые помогут покупателю сэкономить время. Драгоценные часы и минуты для своей семьи.
Так же можно смотреть на любое дело. Это идеальный вариант и для мотивации сотрудников, и для самомотивации. Понимать, что и зачем ты делаешь. Какую пользу приносишь другим людям. Любая профессия превращается в миссию.
Друзья, я не просто так связал тему мотивации и продажи. Многие менеджеры и собственники бизнеса теряют мотивацию, когда не видят роста в доходах. Верят в свой продукт, но не могут его правильно показать, отработать возражения клиентов. Сейчас покупатели очень неохотно отдают деньги, поэтому нужны новые подходы к продажам.
Уже скоро я проведу онлайн-игру, на которой вы прокачаете навыки в продажах. Это 3 дня уроков, заданий и миссий, полезные гайды и закрепляющий трехчасовой тренинг. Чтобы узнать подробности и зарегистрироваться, переходите на сайт.
Читайте еще: