Найти в Дзене

Какие войска должны были принять последний бой в Москве

Среди любителей строить альтернативные сценарии истории Второй Мировой войны мне как-то не попадались никогда версии по неудачному для нас продолжению немецкого наступления на Москву.

С одной стороны, вроде бы понятно, никаких шансов у Вермахта просто не было, слишком дорогой ценой немецкие войска дошли до Ясной Поляны, Солнечногорска и пр. Потери огромны, а впереди их ждали все новые и новые дивизии Красной Армии, пусть и спешно сформированные, но зато в большом числе. Потому представить себе ситуацию, что немцы врываются в Москву и начинают уличные бои, представить, на мой взгляд, действительно невозможно.

Однако, пусть и в порядке «виртуальных учений, в условиях, приближенных к боевым», было бы интересно понять, как могли действовать наши войска в условиях уличных боёв.

Ну, как минимум, хотя бы понять, какие силы могли противостоять Вермахту.

Мы ведь когда рассматриваем последнюю стадию немецкого наступления на Москву, то учитываем только войска Западного фронта. А остальные как-то и не упоминаются, и их состав не так уж и просто найти.

Итак, ситуация на 4-е декабря 1941 года на подступах к Москве. Лучше выбрать в данном случае карту немецкую, чтобы видеть войска Вермахта, а точность нанесения сил нашего Западного фронта нас в данном случае волнует мало. Ибо мы их рассматривать не будем:

-2

Предположим, что войска наши все, северо-западнее столицы вдруг потерпели отражение и отходят, в основном мимо Москву, на север. На у те соединения Вермахта, что мы видим на карте, заходят в город.

Кто их будет ждать в Москве.

Для обороны столицы было предназначено немало войск. Причём это не войска Западного фронта, не его резервы и даже не войска Московского военного округа, коих не так мало.

Все их можно разделить на три части.

Часть первая, это части Московского корпусного района ПВО, бывшего 1-го корпуса ПВО. Некоторая часть его войск уже передана Западному фронту (в документах упоминается про 21 батарею) и находится на ближних подступах к Москве. Остальные же батареи относительно равномерно распроданы по городу. На декабрь 1941 года это шесть полков. Каждый их полков включал пять дивизионов по пять батарей, то есть по штату 100 орудий калибра 76 или 85 мм. Сколько было реально орудий я не нашёл, но, несмотря на то, что много пушек передали в противотанковую оборону, на формирование полков ПТО, укомплектован корпус был хорошо. Тем более, что в январе количество частей существенно возросло, что показывает отсутствие дефицита матчасти.

Каждый полк держал свой сектор, вот схема расположения батарей:

-3

Как мы видим, основной удар должен был принять 251-й полк, в меньше степени пришлось бы по позициям 176-го и 193-го полков. Как видно по схеме, батареи распределены равномерно и немцам пришлось бы буквально продираться через позиции зениток.

Кстати, зенитные пулемёты самых разных типов были равномерно распределены по всему городу, так же, как и малокалиберные пушки. И в уличных боях это была бы серьёзная угроза для немцев.

Редкая установка — строенные пулемёты ДШК. В центре Москвы, 1941 год.
Редкая установка — строенные пулемёты ДШК. В центре Москвы, 1941 год.

Войска ПВО должны были принять участие в обороне Москвы постольку, поскольку им просто некуда было деваться. Но формировались и специальные части, единственной задачей которых была оборона столицы непосредственно в пригородах и на улицах.

Создавать их стали после разгрома наших фронтов под Вязьмой и Брянском. За отсутствием резервов, стали изыскивать людей внутри Москвы. Стали формировать рабочие и коммунистические батальоны, коих всего было создано 25. Их сначала объединили в 1-й и 2-й коммунистическо-комсомольские полки. Численность составили 7963 человек, на вооружении 5569 винтовок и 409 пулемётов, в основном иностранного производства.

Имеющиеся в Москве и области истребительные батальоны объединили и из них сформировали пять истребительных полков. Которые позже объединили в 1-ю и 2-ю стрелковые бригады московских рабочих.

Кроме этого на заводах к концу октября были организованы 169 боевых дружин истребителей танков, всего 6989 человек, в т.ч. 288 женщин. К концу ноября были сформированы ещё и отряды истребителей танков, численностью 2059 человек.

На базе 1-го Особого Московского стрелкового полка и остатков 242-й стрелковой дивизии была сформирована Московская стрелковая дивизия, в составе 1-4-го Московских стрелковых и 1-го легко-артиллерийского полков. В неё влили маршевое пополнение и некоторое количество личного состава из 1-го корпуса ПВО.

Было сформировано девять отдельных артиллерийских дивизионов (Московский, 261-й, 262-й, 266-й, 267-й, 268-й, 273-й, 276-й и 278-й) для вооружения которых использовали старые и иностранные орудия — 76-мм пушки обр. 1900 г., французские 75-мм и английские 84-мм. Ну и также переданы из резерва 104-й, 168-й, 472-й, 488-й гаубичные и 524-й пушечный артиллерийские полки, 332-ю стрелковую дивизию (ещё не закончившую формирование), 73-й бронепоезд, 3-й и 7-й дивизионы гвардейских миномётов, 253-й отдельный зенитный дивизион.

Кадр с парада на Красной площади, в которых принимали участия войска обороны Москвы. На площадь въезжают пушки 1-го лёгкого артиллерийского полка 2-й Московской стрелковой дивизии. На вооружении полка 75-мм французские пушки.
Кадр с парада на Красной площади, в которых принимали участия войска обороны Москвы. На площадь въезжают пушки 1-го лёгкого артиллерийского полка 2-й Московской стрелковой дивизии. На вооружении полка 75-мм французские пушки.

Из этих частей сформировали несколько боевых участков:

  • 1-й боевой участок (позже Западная группа) составили 1-й и 2-й коммунистические полки, 262-й, 276-й и 278-й артиллерийские дивизионы;
  • 2-й и 3-й участки (позже Северо-западная группа) составили 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й истребительные полки, 49-я отдельная стрелковая рота, 261-й, 266-й, 267-й, 273-й артиллерийские дивизионы ПТО, 16-й и 17-й воздухоплавательные отряды (в качестве истребительных отрядов), 3-й дивизион гвардейских миномётов, отдельный мотоциклетный дивизион;
  • 4-й участок (Юго-западная группа) составили полки 332-й дивизии, 268-й артиллерийский дивизион, по батальону 1-го и 4-й Московских полков, 7-й дивизион гвардейских миномётов, 50-я огнемётная рота, 253-й зенитный дивизион;
  • В резерве находилась Московская стрелковая дивизия с 472-м гаубичным полком и 1-й Московский отдельный отряд моряков (в него входил батальон охраны Наркомата ВМФ и флотский экипаж Лихоборской военно-морской школы Москвы), отдельный мотоциклетный дивизион.

Боевая ценность всех этих войск была невелика. И вооружение слабое, и военному делу не обучены. Но, слава богу, на дворе был октябрь, и немцы были далеко от Москвы.

В ноябре из коммунистических полков сформировали 3-ю Московскую коммунистическую, из истребительных — 4-ю и 5-ю Московские стрелковые дивизии. Саму Московскую дивизию сначала разделили на две — 1-ю и 2-ю, но в результате осталась только 2-я.

Дивизии были слабые по составу:

  • Численность 5-й дивизии к началу ноября 7291 человек, 6961 винтовка, 271 пулемёт, 29 орудий;
  • Численность 4-й дивизии к началу ноября 7260 человек, 6625 винтовок, 472 пулемёта, 29 орудий;
  • Численность 3-й дивизии к началу ноября 9753 человека, 6990 винтовок, 479 пулемётов, 44 орудия;
  • Численность 2-й дивизии указана 14719, но по другим документам было 18600 человек с учётом частей усиления.

Из 39023 человек личного состава этих дивизий 24304 составили бойцы рабочих и истребительных батальонов, остальное были кадровые военные.

Именно такой состав имели войска обороны Москвы, когда 2-го декабря была их них образована Московская зона обороны (МЗО). В начале декабря немцам пришлось иметь бы дело именно с этими частями, которые к тому времени получили больше вооружения, и прошли какую-то подготовку.

Однако в первой половине декабря МЗО стала получать новые войска. Это:

  • 60-я армия — 329-я, 336-я, 348-я, 352-я и 360-я стрелковые дивизии, 20-я, 27-я 31-я и 43-я стрелковая бригады;
  • 24-я армия — 334-я, 358-я стрелковые дивизии, 21-я, 34-я, 39-я, 42-я и 54-я стрелковые, 66-я и 72-я морские стрелковые бригады;
  • В непосредственное подчинение МЗО — 344-я и 391-я стрелковые и 11-я кавалерийская дивизии, 14-я, 15-я, 38-я, 60-я стрелковые, 62-я, 74-я и 75-я морские стрелковые бригады, 191-й, 402-й, 515-й и 527-й гаубичные и 761-й пушечный артиллерийские полки.

В справочниках можно встретить другой состав войск, но я привёл именно так, как они указаны в документах МЗО.

Так что начнись в Москве уличные бои в декабре, особенно во второй половине, и немцам пришлось иметь дело с силами, примерно соответствующим целому фронту.

-7

Если у кого-то сложилось впечатление, что осенью 1941 года Москву было некому защищать, кроме десятка весьма слабых полков и дивизионов старых пушек, то это ошибка. Просто я ещё не всех перечислил.

Были ещё силы, и это войска НКВД. Все они подчинялись командованию особой группы войск НКВД. В её подчинении были 1-я и 2-я мотострелковые дивизии Особого назначения, Отдельная мотострелковая бригада Особого назначения, 11-я и 12-я дивизии по охране важных предприятий промышленности, 42-я отдельная бригада конвойных войск, 3-й полк местной противовоздушной обороны.

Войска НКВД готовились оборонять три подготовленных рубежа: по Окружной железной дороге, Садовому и Бульварному кольцу. 11-я и 12-я дивизии вместе с рабочими дружинами должны были держать оборону на крупных предприятиях.

Отдельная мотострелковая бригада Особого назначения с танковым батальоном и артиллерийским дивизионом должно была оборонять центр Москвы – площадь Свердлова, Красную площадь, площадь Маяковского и площадь Пушкина – с целью не допустить прорыва противника к Кремлю.

-8

Как видите, прорвись немцы в декабре к самой Москве, их там было бы кому встретить.

Рекомендую вам также мою статью:

Войска НКВД в битве за Москву: ещё раз про мифы и факты