Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Особняк на Пятницкой, или История Водочного короля в Царской России

Оглавление

Гуляя по «материковой стороне» Водоотводного канала, на углу Овчинниковской набережной и улицы Пятницкой, сложно не обратить внимание на угловой дом.

Это трехэтажный просторный особняк, по фасаду которого идет довольно броская надпись: «Поставщик двора ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Петр Арсеньевич Смирнов».

-2

Я уже упоминал эту фамилию совсем недавно, когда писал заметку о храме в Новой слободе, в котором Федор Шехтель изготовил мраморный иконостас.

Можно много спорить о «заслугах» владельца этого особняка или о его «вине» перед «Отечеством». С одной стороны, даже в Библии, в Псалтири сказано про «вино, которое веселит сердце человека». С другой – общеизвестен факт, что чрезмерное употребление алкоголя вредит здоровью. Но я очень большой противник спорить – по крайней мере, на этой своей страничке.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Тем не менее, владел особняком тот самый Петр Смирнов…

…Основатель знаменитой династии винно-водочных королей

Правда, династия длилась совсем недолго, всего два поколения. А началось все с того, что один из крепостных крестьян Мышкинского уезда Ярославской губернии, «крестьянина Арсения Алексеева сын Петр» получил в 1857 году вольную грамоту и спустя три года переехал в Москву. И, что греха таить, в Москве пили. Всласть и все подряд. Все, что попало. Открыл винную лавку и он – на Пятницкой улице.

-4

Однако торговать сивухой да бормотухой ему претило, и в 1863 году Петр Смирнов решил открыть свое собственное изготовление качественных напитков. Для этого здесь же неподалеку, на Овчинниковской набережной, возле Чугунного моста он приобрел небольшой подвал в котором организовал алкогольное производство. Производство небольшое, спустя год на нем трудилось всего 25 человек, но за каждым этапом изготовления и за качеством конечного продукта Петр Арсеньевич следил самолично. Его принцип был таков:

«Давать лучшее, вырабатывать продукты из первоклассного русского материала и не жалеть средств и затрат на усовершенствованнейшие аппараты производства»

Чтобы строже и надежнее контролировать все работы, в 1867 году он и приобрел на пересечении Пятницкой и Овчинниковской набережной…

…Тот самый трехэтажный особняк

Особняк этот был построен неким купцом Морковкиным – еще одним бывшим крепостным – на сей раз графа Шереметьева. В этом доме Петр Смирнов поселился сам, в него же он перенес производство и склад (6 фото).

Спустя девять дет здание перестроили по проекту архитектора Николая Александровича Гейнца. Устроили угловой парадный вход с чугунным литьем, именем владельца и двуглавыми орлами – гербом Российской Империи, который печатался и на бутылочных этикетках. Этого права Смирнов удостоился в 1882 году за превосходное качество вина, водок, наливок и ликеров.

Навес с орлами (кто бы мог сомневаться!) снесли в самые первые годы советской власти и восстановили (но уже без орлов) в девяностых годах (5 фото).

Орлы не сохранились, но сохранился затейливый вензель с буквами «P» и «S».

-7

К сожалению, нигде не нашел сведений о том, кто и в какой момент устроил на стенах особняка ту богатую лепнину, которой мы любуемся сегодня. Но, вполне вероятно, что появилась она как раз в это самое время, при перестройке здания Гейнцем (6 фото).

Необходимо сказать, Смирнов трудился с размахом! Ассортимент его напитков исчислялся более чем четырьмя сотнями наименований. Вот лишь несколько из многих, наиболее популярные: «Белая слива», «Вишневая водка», «Нежинская рябина», «Финь-Шампань»… И конечно, производимое по специально разработанной и запатентованной технологии «Столовое вино №21». Ровно 40% чистого этилового спирта и ровно 60% очищенной родниковой воды. И никакого слова «водка» на этикетках! Только столовое вино. А почему «21»? Все элементарно: этот бренд шел двадцать первым по порядку среди разработанных Смирновым напитков.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Помимо этого Петр Арсеньевич являлся известным благотворителем и жертвователем. Он поддерживал многие детские приюты и медицинские учреждения. Состоял агентом Комитета о просящих милостыню по Пятницкой части и лично жертвовал большие суммы неимущим. Был храмостроителем и финансировал ремонт многих церквей в Мышкине Ярославской области и в Москве.

И вот теперь настало время поговорить…

…Про таинственную надпись на фасаде

Гонясь в первую очередь за качеством производимых напитков, Смирнов радел и о том, чтобы в принципе на Руси меньше потребляли всякого самогона, сомнительного происхождения кабацкого барахла и прочего денатурата. В 1873 году он даже принял участие в международной промышленной выставке в Вене, где имел ошеломительный успех и откуда привез медаль, диплом и стопку почетных грамот.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

После этого успеха Петр Арсеньевич, к тому моменту уже купец первой гильдии с правом экспортировать свою продукцию за рубеж, решил подать прошение о признании его официальным поставщиком Императорского двора. В первый момент эта идея повеселила окружение Александра Третьего. Однако госпожа Императрица, Мария Федоровна, грешным делом оказалась большой почитательницей ликера «Белая слива»… и в 1886 году прошение было таки удовлетворено.

Смирнов и все члены его семьи получили звание потомственных почетных граждан, а самого Петра Арсеньевича даже наградили орденом Святого Станислава III степени...

Орден св.Станислава 3-й степени. Изображение из открытых источников
Орден св.Станислава 3-й степени. Изображение из открытых источников

А на фасадах здания позволили нанести соответствующую надпись, которая чудом сохранилась до наших дней (5 фото).

Кстати сказать, поставщиком Кагора во все монастыри и храмы российской Империи тоже являлась фирма Смирнова.

Петр Арсеньевич самолично управлял собственной империей вплоть до 1898 года. А перед самой смертью составил завещание, согласно которому все свое состояние, на тот момент составлявшее около пятнадцати миллионов рублей, а также предприятие, должно было разделиться равными частями между супругой и сыновьями. На дочерей же должно было открыть банковские вклады по тридцать тысяч рублей каждой. Самим дочкам полагалось жить на проценты от этих сумм, а сами вклады завещались будущим внукам. Всего же детей у него было тринадцать человек.

Скончался Петр Арсеньевич 29 ноября 1898 года. Управление предприятием отца взял на себя сын Владимир.

А после революции особняк Смирнова…

…Сделался народным достоянием

В 1918 году завод прекратил свою деятельность. А права на фирму и фамильный бренд продали некоему американскому подданному, который открыл выпуск водки «Smirnoff», однако, уже совсем по другой технологии и совершенно другого качества.

-13
Дом П.А. Смирнова, достопримечательность, Пятницкая ул., 1/2с1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.

Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует...