Благодаря рекомендации одной моей дорогой подписчицы заглянул вчера в очень красивый и, более того, уникальный храм. Кстати сказать, заметил одну особенность. Чем более необычна православная церковь, тем она отчего-то ближе к своим прихожанам, тем дружелюбнее в ней служители и тем скорее вам разрешат сфотографировать то, что в ней внутри.
Этот же храм уникален своим резным мраморным иконостасом работы Федора Осиповича Шехтеля, выполненным в псевдовизантийском стиле. Вообще Шехтель строил не только доходные дома и особняки. Кроме них он спроектировал и оформил довольно много московских храмов. Но эта его работа для церкви – единственная, что сохранилась в первозданном виде.
И речь сегодня пойдет…
…О храме преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках
Воротники – то есть привратники и служители при городских воротах изначально традиционно селились неподалеку от современной Тверской улицы – в Воротниковской слободе. Но когда к середине семнадцатого века окрестности вокруг Кремля начали активно застраивать для поселения здесь более родовитых горожан, слободу решили перенести хорошо так в Подмосковье – в село Сущево, за пределы Земляного города.
К тому времени здесь уже стояла небольшая деревянная Троицкая церковь. Вскоре же после переселения воротников и создания Новой Воротниковской слободы (приблизительно в начале семидесятых годов семнадцатого столетия) вместо нее выстроили новый, более подходящий по размеру для нового прихода храм святого Пимена с главным престолом в честь Святой Троицы.
Деревянный храм простоял недолго, он сгорел в 1691 году. Тогда было решено выстроить каменный храм, что и было сделано в 1696-1702 годах по благословению патриарха Адриана. Во имя Святой Троицы, с одной апсидой, небольшой трапезной и южным приделом Пимена Великого.
Спустя сотню лет, в промежутке между 1796 и 1811 годами к храму пристроили северный придел в честь иконы Владимирской Божьей Матери, значительно увеличили трапезную и возвели колокольню, сохранившуюся до сего дня (8 фото).
Впоследствии храм еще несколько раз достраивали. Например, в 1870 году году архитектор Константин Быковский обновил придел во имя иконы Владимирской Божьей Матери и расширил трапезную еще больше – так, что первый ярус колокольни стал частью основного объема, а весь храмовый ансамбль приобрел тот облик, который предстает нам сегодня (13 фото).
А в 1897 году для оформления внутреннего убранства храма…
…Пригласили Федора Шехтеля
Прославленный архитектор предложил проект новой отделки храма и создания росписей по образу Владимирской церкви в Киеве. Чего стоит одна лишь копия Васнецовской «Богоматери с Младенцем» над двухъярусным иконостасом центрального престола! (4 фото)
Этот шедевр – возвышающийся до самого купола – едва ли не первое, что просится на глаза, стоит лишь войти внутрь.
А фреска «Сошествие Святого Духа на апостолов и Богоматерь в Сионской горнице»! (2 фото)
А копия шедевра Михаила Васильевича Нестерова «Крещение Господне»!
И«Благовещение»!
Или «Воздвижение Креста Господня»! (2 фото)
Или «Вход Господень в Иерусалим» Павла Сведомского!
А такую версию Троицы вы часто встречали? (2 фото)
Над исполнением всех этих работ трудились воспитанники Строгановского училища. А финансирование грандиозного проекта взял на себя Владимир Петрович Смирнов – водочный король, прихожанин Пименовского храма и постоянный заказчик Шехтеля.
Все три иконостаса в храме решили исполнить как единую композицию. И это один из очень немногих храмов России с резным иконостасом из белого мрамора (9 фото).
Освящение иконостаса, большая часть икон которого – работы семнадцатого и восемнадцатого веков, состоялось в октябре 1907 года, а в декабре того же года освятили и открыли для богослужений весь храм.
Как всегда, отдельной галереей покажу остальные храмовые росписи – помимо тех, которые я просто физически не мог не перечислить отдельно (14 фото).
И еще одной галереей – общее убранство храма (12 фото).
В советские времена Пименовский храм не закрыли. Но в 1922 году из него вывезли 12 пудов ценностей, а в 1937 году передали обновленцам вплоть до 1946 года.
Однако несколько служивших в храме священников были осуждены, сосланы и расстреляны.
«В 1944 году почти все обновленцы во главе с «митрополитом» Виталием принесли покаяние и воссоединились с Православной Церковью. Осталась в Москве лишь одна «твердыня» обновленчества — Пименовский храм, где продолжал служить А. И. Введенский, изображая из себя «митрополита» и «первоиерарха» «православных церквей». (Правда, в его ведении оставался ещё один приход в Ульяновске, и это — всё.) Служили в Пименовском храме «отец» Никита (бывший нищий с паперти), сыновья Введенского «протодиакон» Александр и «священник» Андрей, а кроме того ещё несколько обновленцев, в их числе небезызвестный»
Анатолий Эммануилович Краснов-Левитин, публицист и писатель-мемуарист, в прошлом сторонник обновленчества
9 октября 1946 года храм снова отошел Московской патриархии.
Рассказывают, что в конце декабря того же года патриарх Алексий Первый совершил в нем литургию. За время же прошедших лет крыша храма прохудилась настолько, что влага, проникая внутрь и смешиваясь с красками, окрасила стены храма в красноватый оттенок. Патриарх Алексий в слове, которое он произнес за литургией, указывая на стены храма, сказал: «Люди, которые здесь служили, разучились краснеть. Стены покраснели за них»
...Вот так в одном московском храме соединились нарышкинское барокко, византийский стиль, картины Васнецова и других великих художников, служение и страдания за Христа.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям!
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует...