В предыдущей статье я поделилась своими впечатлениями о первых 5 произведениях из 10 наиболее запомнившихся мне на выставке Премии Эрарты 2023, сегодня я продолжу начатый список и представлю на ваш суд еще 5.
Играть в идеи и образы, разгадывать сюжеты и задумки художников придется и здесь, не смотря на то, что во второй части нет пугающих или трагических образов, подобных тем, что встречались нам в первой части списка. Но это отнюдь не значит, что последние работы заслуживают меньше внимания, наоборот — в них больше какой-то теплой грусти и странного, хорошо знакомого очарования, которому больше всего подходит определение «душевность».
Рассматривать эти картины тем интереснее, что 10.04.2023 уже был проведен первый этап голосования и отобраны лучшие 10 работ, победитель среди которых определится по итогам зрительского голосования уже в июне. О том, попала ли какая-то работа из представленных в списке в десятку лучших, я обязательно расскажу в самом конце.
6. «Петербургская мадонна», Галина Казаринова, 2022г.
И снова перед нами аллегория на проблему восприятия красоты и истинной ценности в современном мире, где превыше всего ценится стандарт и удобство, обезличенность и покорность системе.
В прямом смысле — это иллюстрация бестолковой и непонятной борьбы, которую ведут коммунальные службы с художниками граффити, бездумно закрашивая даже по-настоящему красивые и талантливые работы. Многие из них безусловно смотрятся для глаза, да и для души простого обывателя куда приятнее и интереснее, нежели унылый квадрат, закрашенный однотонной краской.
В итоге перед нами опять возникает вопрос: а что есть искусство? Что такое красота? И кто имеет право решать, какое произведение обречено на уничтожение, а какое нет? Не ведет ли к гибели подход современной цивилизации, все более стремящейся к унификации под маской нарочитого индивидуализма, и отличающейся исключительно короткой памятью на вещи, лица, связи, явления и главное - ценности?
7. «Дом образцового содержания», Динара Хёртнагль, 2022г.
Странное произведение, которое при первом взгляде искусством можно назвать с большой натяжкой. Но это, если смотреть поверхностно и судить лишь по манере исполнения и исходному материалу. На самом же деле после этой работы остается очень сильное и грустное послевкусие...
Все дело в тех эмоциях и воспоминаниях, которые оно внезапно поднимает где-то из глубины сознания: далекое детство, летний вечер, маленький говорливый двор, в обрамлении скучных, но таких родных сереньких пятиэтажек...Старый добрый, безнадежно далекий мир...
В этом мире все было просто, безыскусно и хорошо знакомо, но сколько в нем было теплых и радостных эмоций, а как четко мы понимали что такое дружба, семья, в чем ценность простого общения... Где все это теперь? Безвозвратно сгинуло в мире монументальных и строгих, таких комфортных и современных высоток... Новый грустный мир — роскошная обитель одиночества...
8. «Управление огнем», Антон Братыкин, 2022 год.
Грустный портрет одинокого старика, с белым листком газеты, окруженного серой стеной непроглядного леса...Почему меня так привлекла эта картина и зачем я включила ее в этот список? Честно, поначалу я сама до конца не понимала, но мне все виделась в ней какая-то скрытая идея, созвучная моим мыслям — нащупать ее получилось не сразу. Видимо, ввело в заблуждение описание составителей экспозиции.
По их мысли — это образ ученого или философа, занятого поисками какого-то открытия и не замечающего ничего вокруг: весь мир для него — лишь серый фон, лишенный какой-либо значимости.
А вот, что видится мне: газета в руках человека вряд ли символизирует о том, что он занят поисками чего-либо, об этом же говорит и расслабленная, спокойная поза, и уютное кресло, и теплый огонек рядом, освещающий лишь маленькое, ограниченное пространство вокруг человека. Что если так художник изображает внутренний мир отдельных людей?
Многие из нас живут в таком маленьком мирке, скупо освещенном лишь одним огоньком, и даже не думают выходить за его границы - двигаться дальше в темный лес. Как много я встречала подобных людей: ограниченных, зажатых рамками такого скудного серенького мирка.
Они недовольно смотрят на тех, кто хватает свой огонек и ломится сквозь серую стену зоны комфорта, пытаясь найти там что-нибудь этакое — вот дурачок, что можно найти там в лесу? Да и главное зачем — ведь здесь, в своем унылом креслице так тепло и привычно, зачем что-то менять?
А потом, когда этот самый нарушитель является с радостным лицом и возбужденно рассказывает о том, что хоть там в лесу и страшно и сложно, но дальше за ним — целый мир, яркий, красочный, солнечный и теплый, на него недовольно шипят или поливают ядовитым сарказмом — ну какой там за лесом может быть мир? Глупости — весь мир вот здесь, прямо под носом, он крошечный, скучный, безликий и жизнь в нем какая-то неинтересная, бесполезная, но зато такая удобная и понятная.
9. «Автобусная остановка», Анастасия Кузнецова-Руф, 2022 г.
Как ни странно, именно эта картина почему-то кажется мне самой грустной из всех, представленных на выставке. Хотя поначалу я склонялась к «Мирной бомбардировке», представленной в первой части статьи, но, увидев это произведение, изменила свое мнение.
Одинокая старушка сидит на заброшенной остановке где-то посреди поля, покрытого туманом... Что это? Трагический образ из далекого прошлого: метафора изменчивости мира и быстротечности жизни? Ведь раз есть остановка, значит когда-то здесь была и дорога.
Возможно, с этой дорогой у пожилой женщины связаны свои особые воспоминания: поездки в далекий город в детстве с родителями, радостное ожидание встречи, возможно — любимого человека, проводы взрослых детей в новую жизнь... А теперь ничего не осталось — ее мир безвозвратно канул, скрылся в серой дымке воспоминаний...
А может все, как обычно, несколько глубже и маленькая фигурка сгорбленной женщины на заброшенной остановке — символ, напоминающий о том, как мы часто забываем близких и родных людей, или как много одиночества в нашем шумном, перенаселенном мире?
10. «Пустота», Олеся Кот, 2022г.
Наконец, в заключении, я не могу не отметить работу, созданную из самого любимого мною материала — из стекла (именно за нее я в конечном итоге и проголосовала). Везде и всегда мастера стекольного искусства — первые, на кого я обращаю внимание. Выставка, посвященная Премии Эрарта 2023, не стала исключением, тем более что здесь была представлена одна из работ уникального в некотором роде скульптора — Олеси Кот, единственного художника в России, создающего скульптуры из нескольких слоев плоского стекла.
Только посмотрите на это странное произведение — кажется, что это воплощение безупречности. Сложная игра граней так удивительно спокойна и совершенна, белоснежные фигуры, скрытые в глубине прозрачного материала, оживают и словно парят в невесомости... Вся скульптура как будто воплощает в себе поток воздуха, по воле какого-то волшебника застывший в мгновении...
Легкость и монументальность, нарочитая простота сюжета и линий в сочетании со сложным переплетением граней, каждый раз при смене точки обзора создающих новый узор.
Посетители снова и снова обходят эту небольшую скульптуру, пытаясь отгадать, что в ней скрыто, какой смысл, значение, идея, стремятся максимально точно разглядеть все ее детали и разобраться в игре отражений и преломлений световых искорок между стеклянными гранями. Но это практически безнадежная задача — разве можно до конца постичь безупречность или совершенство?
В сущности, наверное в этой загадке и кроется главная идея выставки — можно ли до конца постичь то или иное произведение искусства? Разобраться во всех хитросплетениях сложных образов, странных символов, которые по воле того или иного художника пытаются передать, транслировать миру какую-то важную и очень значимую идею? И вообще — что есть искусство как таковое? И вправе ли мы решать, что им является, а что нет?
В заключении, как обещала, несколько слов об итогах первого этапа конкурса Премии Эрарта 2023. В десятку лучших попали следующие работы из представленных 10 в двух статьях на канале:
«Мирная бомбардировка», Алексей Апиш, 2022г. - №2, часть 1 статьи.
Триптих «Картины Гайдая», Андрей Шатилов, 2020г. - №4, часть 1 статьи;
«Петербургская мадонна», Галина Казаринова, 2022г. - №6;
«Автобусная остановка», Анастасия Кузнецова-Руф, 2022 г. - №9;
🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺
Предыдущие статьи о выставках Эрарты: