В западной прессе (да и не только в ней) принято муссировать тему российских тюрем. Авторы таких статей говорят об ужасных условиях содержания, о применяемых администрацией пытках, о нарушении прав человека... между тем, в отечественной истории был занятный случай: люди сами просились в тюрьму!
Речь пойдет не о «блатных», для которых зона как дом родной. Обычные советские арестанты в 1990 году решились на отчаянный шаг: угнали пассажирский лайнер и улетели на нем в Пакистан. Правда, новая родина оказалась не такой уж и добродушной...
Что произошло?
Герои нашего повествования отбывали свои сроки в далекой Якутии. Для нее характерны не только экстремальные погодные условия, но и огромные расстояния. Зеков предпочитали этапировать не наземным транспортом, а бортами обычных пассажирских самолетов. При этом конвоирующие сильно уступали по численности заключенным...
Так было и 19 августа 1990 года. На борту самолета Ту-134 рейса Нерюнгри — Якутск находилось 15 заключенных и всего три сопровождающих. Пикантная подробность заключалась в другом — больше половины из зеков не были в наручниках!
В принципе, произошло то, что должно было произойти в подобных случаях. Уголовники захватили лайнер. Рэкетир Исаков направил на пассажирку обрез и потребовал от конвоиров разоружиться. А еще один рецидивист, Евдокимов, показал правоохранителям мешок с проводами. Преступник уверял, что это бомба... которая взорвется, если экипаж не выполнит требования захватчиков.
Милиционеры предпочли не рисковать жизнями людей, а сдаться. Как оказалось впоследствии, обрез был настоящим, а вот взрывчатка нет.
Побег
Преступники вернулись в Нерюнгри, где взяли на борт еще двух подельников и высадили часть пассажиров. Спецназ не решился на штурм лайнера — жизни пассажиров были важнее.
Рецидивисты вооружились, дозаправились в Красноярске и потребовали от пилотов взять курс на Ташкент. Но этот город стал лишь перевалочной базой — борт вылетел в Пакистан!
Почему захватчики выбрали именно это направление? Они планировали предложить пакистанцам свою помощь в борьбе с Индией... правда, не учли, что за захват самолета в Пакистане предусмотрена смертная казнь!
В аэропорту Карачи их встретили с воодушевлением. Преступники сказали, что сбежали от бесчеловечной советской системы. Но пакистанцы не оценили рвения беглецов и... отправили их в тюрьму! А лайнер с оставшимися заложники передали в СССР.
В новом аду
Беглецов хотели казнить, но смягчили им приговор до 25 лет заключения. На них надели очень неудобные кандалы, в которых приходилось держать руки в вытянутом положении. Жара в переполненных камерах доходила до 60 градусов. Незадачливым беглецам не хватало еды и воды. Они пытались привлечь внимание охранников стуками, но получали в ответ лишь удары палками.
Через два месяца «свободы» один зек умер от инфаркта, а два совершили самоубийство. До 1992 года русские хотели договориться о возвращении домой, но безуспешно.
Спасла угонщиков амнистия 1998 года. Шестеро из них вернулись уже в новую Россию, где получили добавочные сроки за побег.
Мне кажется, надо было их оставить там, а как вы считаете?
Выскажи своё мнение и подпишись на канал «Чемодан историй»
- В статье содержатся материалы из: wikipedia, wikimedia и других свободных источников.