Найти тему
Чемодан историй

Почему советские зеки просили о возвращении в родную тюрьму

В западной прессе (да и не только в ней) принято муссировать тему российских тюрем. Авторы таких статей говорят об ужасных условиях содержания, о применяемых администрацией пытках, о нарушении прав человека... между тем, в отечественной истории был занятный случай: люди сами просились в тюрьму!

Речь пойдет не о «блатных», для которых зона как дом родной. Обычные советские арестанты в 1990 году решились на отчаянный шаг: угнали пассажирский лайнер и улетели на нем в Пакистан. Правда, новая родина оказалась не такой уж и добродушной...

Что произошло?

Герои нашего повествования отбывали свои сроки в далекой Якутии. Для нее характерны не только экстремальные погодные условия, но и огромные расстояния. Зеков предпочитали этапировать не наземным транспортом, а бортами обычных пассажирских самолетов. При этом конвоирующие сильно уступали по численности заключенным...

Так было и 19 августа 1990 года. На борту самолета Ту-134 рейса Нерюнгри — Якутск находилось 15 заключенных и всего три сопровождающих. Пикантная подробность заключалась в другом — больше половины из зеков не были в наручниках!

Вот они эти лица гражданской наружности...
Вот они эти лица гражданской наружности...

В принципе, произошло то, что должно было произойти в подобных случаях. Уголовники захватили лайнер. Рэкетир Исаков направил на пассажирку обрез и потребовал от конвоиров разоружиться. А еще один рецидивист, Евдокимов, показал правоохранителям мешок с проводами. Преступник уверял, что это бомба... которая взорвется, если экипаж не выполнит требования захватчиков.

Милиционеры предпочли не рисковать жизнями людей, а сдаться. Как оказалось впоследствии, обрез был настоящим, а вот взрывчатка нет.

Побег

Преступники вернулись в Нерюнгри, где взяли на борт еще двух подельников и высадили часть пассажиров. Спецназ не решился на штурм лайнера — жизни пассажиров были важнее.

Рецидивисты вооружились, дозаправились в Красноярске и потребовали от пилотов взять курс на Ташкент. Но этот город стал лишь перевалочной базой — борт вылетел в Пакистан!

Экипаж
Экипаж

Почему захватчики выбрали именно это направление? Они планировали предложить пакистанцам свою помощь в борьбе с Индией... правда, не учли, что за захват самолета в Пакистане предусмотрена смертная казнь!

В аэропорту Карачи их встретили с воодушевлением. Преступники сказали, что сбежали от бесчеловечной советской системы. Но пакистанцы не оценили рвения беглецов и... отправили их в тюрьму! А лайнер с оставшимися заложники передали в СССР.

В новом аду

Беглецов хотели казнить, но смягчили им приговор до 25 лет заключения. На них надели очень неудобные кандалы, в которых приходилось держать руки в вытянутом положении. Жара в переполненных камерах доходила до 60 градусов. Незадачливым беглецам не хватало еды и воды. Они пытались привлечь внимание охранников стуками, но получали в ответ лишь удары палками.

Через два месяца «свободы» один зек умер от инфаркта, а два совершили самоубийство. До 1992 года русские хотели договориться о возвращении домой, но безуспешно.

-4

Спасла угонщиков амнистия 1998 года. Шестеро из них вернулись уже в новую Россию, где получили добавочные сроки за побег.

Мне кажется, надо было их оставить там, а как вы считаете?

Выскажи своё мнение и подпишись на канал «Чемодан историй»

  • В статье содержатся материалы из: wikipedia, wikimedia и других свободных источников.