Найти тему
Арт Шпаргалка

Кто подбирает раму к картине?

Добрый день, дорогие! По просьбам трудящихся пишу статью про багет! Не тот, который вкусно на завтрак с кофе, а тот, который делает "вкусной" любую картину. В конце поделюсь где я делаю багет для своих работ быстро и раза в 4 дешевле, чем вам предлагают в многочисленных мастерских!

Картина Бэнкси с одноименной выставки на ВДНХ в 2022. Перевод: "-Неужели кто-то правда всерьез воспринимает это искусство? - Никогда не стоит недооценивать силу большой золотой рамы!"
Картина Бэнкси с одноименной выставки на ВДНХ в 2022. Перевод: "-Неужели кто-то правда всерьез воспринимает это искусство? - Никогда не стоит недооценивать силу большой золотой рамы!"
«Никогда не недооценивай силу большой золотой рамы!»

Эта фраза принадлежит современному анонимному художнику (или группе художников) Бэнкси. В фильме "Выход через сувенирную лавку" есть великолепный момент, когда Бэнкси развешивает небольшие картины в мировых музеях. Ради этой энергичной сцены стоит посмотреть фильм!

-2

Причина, по которой никто сразу не обратил внимание на издевку перфоманса, заключается в багете.

Значит, все-таки этот шедевр декоративно-прикладного искусства являет собой отдельную, независимую от полотна ценность, усиливающую саму картину? Или нет? Давайте разбираться!

Выставка багета

В 2005 году в Мраморном зале Русского музея прошла уникальная выставка под названием "Одеть картину".

Экспозиция из 117 объектов представила широкому зрителю общую картину развития художественных рам в России с XVIII до начала XX века. Большинство рам выставлены без живописных произведений, чтобы показать их самостоятельную ценность, орнаментальное убранство и оригинальность исполнения.

Почитать интервью с куратором можно тут:

https://spbvedomosti.ru/news/culture/odet_kartinu/

Заодно, статья рассудит недавно возникшую дискуссию по "Черному квадрату" в золотой раме:

А вот Малевичу особенно не повезло! Хотя он-то обращал на рамы большое внимание. В его письмах, трудах часто встречаются упоминания о рамах. Да, на выставке «0.10» в Петрограде, где впервые явился миру «Черный квадрат», он демонстрировался в красном углу, как икона, без рамы. И, как правило, свои ранние супрематические работы Малевич экспонировал либо совсем без рам, либо в узеньких реечках. Но в конце 1920-х – начале 1930-х годов он начал вставлять свои работы в золоченые, с лепным орнаментом рамы XIX века.

А я бы обсудила с вами философский вопрос - какой должна быть рама? И с чего вообще все началось!

История возникновения багета

Итак, первый вопрос, на который стоит ответить - зачем вообще нужна рама?

В искусстве Древнего мира рамы не требовались, поскольку изображения были органично связаны с поверхностью стены, пещеры, здания, а автономность изобразительного пространства не осмысливалась. Грубо говоря, оно исключительно использовалось, как часть пространства.

В эпоху Средневековья обрамлением картин становились части архитектуры. Витражи, мозаика, своды имели архитектонические обрамления из резного и золочёного дерева, повторяющие очертания готических фронтонов.

Как таковая рама, как часть картины появляется одновременно с формированием станковой живописи. В ту эпоху, когда искусство обосабливается от архитектурного пространства, а церковь перестает быть единственным заказчиком. То есть, в эпоху Возрождения.

По большей части художники сами изготавливали рамы и заказывали их по собственным эскизам. Поскольку заказчиками помимо церкви выступала и знать, то на витиеватых орнаментах багета зачастую красовались гербы, надписи и символика. Столяров-ремесленников, работавших над изготовлением рам называли "медиаторами".

К эпохе Барокко размер золоченой рамы дошел до своего апогея и начал активно сокращаться к началу импрессионизма.

У картин конца XIX века предпочтение отдавалось тонкому светлому багету, который не "перетаскивал" на себя внимание от самой работы. А в дальнейшем, рама и вовсе становилась частью картины и оформлялась в едином стиле с полотном.

Нужен ли багет сейчас?

Вопрос, на самом деле, очень условный и интересный. Я часто сталкиваюсь с ним как со стороны художников, так и знакомых, кто приходит ко мне за советом - как, где, какой?

Конечно, картина - это некий завершенный элемент интерьера и в идеале, когда вы его пишете (или приобретаете) он должен быть готов к тому, чтобы его можно было повесить без дополнительной обработки или вложений. Оформленный кант, как продолжение работы или однотонный, крепеж и конечно, холст, натянутый на подрамник.

Багет, повторюсь, исторически требовался для эстетики при просмотре картины с любого ракурса. Современные технологии позволяют натягивать ткань на дерево таким образом, чтобы она смотрелась аккуратно даже сзади.

Если же искусство требует обрамления, то его делает ХУДОЖНИК! Рама - это продолжение картины, а не интерьера! Если ваше обрамление не подошло, пусть решение принимает заказчик на этапе согласования или после покупки, но любая картина - это готовый продукт, а не полуфабрикат.

Если же так получилось, что вы теряетесь с выбором или вам кажется, что это слишком дорогая и долгая процедура, очень рекомендую багетные мастерские вернисажа Измайлово, где не просто невероятный выбор рам на любой вкус, но еще и сделают при вас в течение часа, и стоить это будет в несколько раз дешевле любой мастерской и магазина. Секрет заключается в том, что у большинства есть свое производство прямо на территории комплекса.

Лично я это делаю в Берлоге и Бала раме, но поскольку это не реклама - можете обращаться в любую из представленных на территории комплекса.

Всем по багету! И на картину, и с утра к кофе!

П.с. А Черный квадрат в золотом резном багете пусть и эклектично, но весьма оригинально!