Александр Костин рассказывает о новом сериале и рассуждает о фобиях
год: 2023
автор сериала: Скотт Бёрнс
в ролях: Давид Диггс, Кит Харингтон, Сиенна Миллер, Тахар Рахим, Эдвард Нортон, Марион Котийяр, Тоби Магуайр, Индира Варма, Мэтью Риз, Мэрил Стрип
Карбоно-нейтральный привет зрителям!
Анализируя массовое искусство, приходишь к выводу, что у каждого поколения есть свои эксклюзивные страшилки. Когда-то давно актуально было пугать население злыми духами, потом им на смену пришёл Сатана с его компанией падших ангелов, затем эстафету приняли ведьмы и колдуны, вампиры и вурдалаки, и в конце концов инопланетяне и разумные машины. Время шло, культурный уровень среднего человека понемногу рос, и в наш относительно просвещённый век модно стало доводить себя до исступления страхом перед природными катаклизмами.
Поскольку темп развития искусственных фобий ускоряется вместе с развитием человечества, наблюдательный зритель способен получить немало удовольствия, проследив за процессом эволюции очередной смертельной эко-опасности. Всего полвека назад считалось, что человечество вот-вот вымрет под безжалостными лучами, проникшими через озоновую дыру. Когда озоновая дыра неожиданно самоликвидировалась, гениальные британские учёные провозгласили всемирный потоп из-за таяния ледников, а Кевин Костнер даже снял об этом развесёлый «Водный мир». Когда после массового таяния льдов уровень мирового океана поднялся хорошо если на пару сантиметров, главным врагом стал уровень диоксида углерода и глобальное потепление, а аутистка Грета даже опубликовала твит, что ровно через 5 лет глобальное потепление убьёт нас всех (через 6 лет после публикации твит был тактично удалён).
Ну а когда выяснилось, что человечество даёт ничтожный процент выбросов парниковых газов, адепты зелёной истерии, учась на собственных ошибках, провозгласили крестовый поход против такого заведомо неточного и крайне широкого понятия, как «изменения климата», под которое, при желании можно притянуть за уши всё что угодно. Об этом, собственно, и весь сериал.
«Экстраполяции» начинаются в 2037 году и рассказывают нам несколько взаимосвязанных историй о людях, чью судьбу предопределили ужасающие изменения климата. Главный герой Маршалл Цукер — молодой израильский раввин (разумеется, негр и небинарный гей), бросивший юридический факультет Гарварда ради того, чтобы словом божьим помогать нелегальным мигрантам, вынужден свернуть деятельность в Тель-Авиве и переехать к родственникам во Флориду, поскольку изменения климата довели его мать до инсульта. Но как назло, Флорида оказывается расположенной прямо на уровне моря, а значит исчезающие ледники Антарктиды немедленно вызывают там великий потоп.
Главная героиня по имени Ребекка — биолог, спасающая вымирающие виды животных, будучи на седьмом месяце беременности, в поисках редких птичек решает прогуляться по горящему лесу, который тушат химикатами, в результате чего её ребёнок рождается недоношенным и с пороком сердца — виноватым назначают, ясное дело, не её собственный идиотизм, а изменения климата. Муж Ребекки Омар — дипломат в ООН (и, разумеется, араб, потому что белые пары — это фантастика) с горя проваливает важнейшие переговоры о спасении планеты. Бессовестный миллиардер Николас Бильтон, похожий на бюджетную версию Илона Маска, планирует шантажировать правительства крупнейших держав, чтобы получить право на разработку залежей лития в Арктике, а его недалёкий подручный Джун пытается построить элитное казино за полярным кругом и перебить всех моржей. Ну а всё остальное население Земли громко протестует против безответственной политики элиты, при этом не забывая активно размножаться, а также покупать новое модное барахло — бунт бунтом, а потребление по расписанию.
Авторы любого произведения, затрагивающего тему взаимоотношений человека и окружающей среды, непременно сталкиваются с дилеммой — основываться в своей работе на логике и здравом смысле или же отдать предпочтение чистым эмоциям. Поскольку эмоциональное вовлечение потребителя креатива достигается куда легче интеллектуального, большинство авторов даже не пытаются заставить зрителей использовать головной мозг по назначению, но создатели «Экстраполяций» решили уж совсем не напрягаться и не достигли даже базовых стандартов приличного сериала.
Сильно фрагментированная структура произведения и постоянные скачки между сюжетными линиями, согласно замыслу авторов призванные показать глобальный масштаб экологической катастрофы, на практике создают впечатление халтурно скомпилированной нарезки клипов с YouTube-канала какой-нибудь зелёной организации. Ещё хуже обстоят дела со столь любимой творцами поколения Z эмоциональной окраской повествования — сопереживание выдавливается из аудитории настолько явно и такими топорными средствами, что вызывает прямо противоположный эффект. Сложно, к примеру, не сочувствовать вымирающим китам, но когда действующие лица, глядя в экран, прямым текстом 40 минут подряд талдычат, мол, вон, самка кита потеряла детёныша, и у главной героини сын при смерти, ну что, поняли символизм — невольно ищешь кнопку перемотки. Увы, но воспитанное на бургерах и сое поколение авторов уже не помнит простую истину хорошей кухни — небольшая доза специй совершенно необходима, но полкило соли делает любое блюдо несъедобным.
Вопросы, связанные с мальтузианскими философскими и экономическими концепциями, крайне сложно подать в развлекательной форме, а когда авторы отказываются от элементарной логики в качестве основы структуры произведения, эта задача и вовсе становится невыполнимой. Некое рациональное зерно в «Экстраполяциях» присутствует и его наличие вполне очевидно, но крайне слабое исполнение полностью уничтожает любой потенциал проекта. Режиссёр, храбро и очень эмоционально прокричав «А», отнюдь не спешит хотя бы шепнуть «Б», что немедленно придаёт сериалу черты банальной агитки. Никто не задаёт вопрос, почему прекрасно показанные несчастные «климат-беженцы», которым едва хватает пресной воды, продолжают размножаться ударными темпами, очевидно усугубляя проблему. Никто не задумывается над тем, почему каждый климат-активист с горячим сердцем и чистыми руками не может представить себе жизнь без нового голографического айфона и свежей теслы, которые надо ежегодно менять на более продвинутую модель. Никто даже не пытается анализировать причины, побуждающие ведущих индустриалистов перекапывать всё дно мирового океана, распугивая китов в поисках лития — кто в наше время помнит о том, что спрос всегда рождает предложение? Увы, до уровня честного и пронзительного «Не смотрите наверх» режиссёру ещё расти и расти.
В лучших традициях Оруэлла, авторы сериала, равно как и их целевая аудитория, умудряются одновременно придерживаться двух взаимоисключающих мнений и полностью игнорировать причинно-следственные связи. Несмотря на сильнейшие эмоциональные призывы к немедленным действиям и разбрасываемые во все стороны яростные обвинения, режиссёр никогда не предложит зрителю простой и единственно правильный выход — взглянуть в зеркало и основательно пересмотреть свою модель неограниченного потребления ради потребления и бездумной погони за прогрессом ради прогресса. Впрочем, максимум, чего можно ожидать от современного потребителя контента, это запихать пластиковую бутылку в приёмный автомат и с чувством выполненного долга бежать покупать очередную солнечную панель.
Визуальный ряд, да и техническая сторона проекта в целом выполнены на весьма приличном уровне, но далёкое от изящества смысловое наполнение оказывает разрушительное действие на красоту эпических образов. Уже упомянутый простенький символизм ни на секунду не даёт забыть о том, что сериал продюсировала Apple TV. Санкт-Петербург, утопающий в дыму лесных пожаров; защищающий свою льдину морж, убивающий капиталиста, нарисованного настолько топорно, что он кажется сошедшим со страниц «Крокодила» 1930-х; разумные кашалоты, болтающие с людьми прямо как в «Аватаре», заунывный полёт карбоно-нейтрального самолёта и выяснение отношений между отцами и детьми, которых разделила вера в Киотский протокол — всё это выглядит настолько наигранно и подаётся столь безыскусно, что отбивает всякое желание вовлекаться в происходящее на экране и сопереживать героям, вместо этого вызывая саркастическую ухмылку.
Ну и, конечно, не обошлось без откровенно попахивающих эко-терроризмом мыслей — химтрейлы в атмосфере и безответственные эксперименты в области геоинженерии это хорошо и правильно, Билл Гейтс молодец, ну и заодно давайте все есть тараканов.
Труппа подобрана весьма неплохо и отрабатывает профессионально, к тому же авторы стараются засунуть в каждую серию хотя бы по парочке звёзд средней величины. Давид Диггс в роли негра-раввина не оставляет равнодушным и стабильно бесит своей двухмерной ограниченностью, что всегда является признаком хорошего актёра. Кит Харрингтон сосредоточенно бродит с каменной рожей, периодически бормоча что-то вроде «глобальное потепление близко». Измученная физиономия Сиенны Миллер отлично сочетается с её сюжетной линией, Мэтью Риз в образе пародии на капиталиста заставляет усмехнуться. Эдвард Нортон традиционно компетентен, а Индира Варма прекрасна в роли эко-воительницы.
Итог: очередная стерильная голливудская эко-агитка, обсуждающая серьёзные темы на уровне ток-шоу, которая, тем не менее, с гарантией приведёт в восторг адептов трансгендерно-социалистического эко-феминизма. Нормальным людям желательно избегать всеми силами.
Александр Костин для портала Альтерлит