В январе 1809 года в семье известного на всю округу мастера конной упряжи Симона-Рене Брайля родился сын Луи. В три года жажда познания мира привела его в отцовскую мастерскую, где случайно упавшие сверху инструменты повредили глаз малыша. До открытия антибиотиков оставалось еще больше ста лет, а потому глаз спасти не удалось. Инфекция и воспаление перекинулись на второй глаз, и за пару лет мальчик ослеп совершенно.
Отец и мать Луи сделали всё, чтобы помочь ребенку жить максимально полноценной жизнью. Мастер вырезал длинную палку с заостренным концом, чтобы на прогулках мальчик мог нащупывать препятствия на пути (прообраз белой трости), и целыми днями учил сына работать в мастерской. Мать привлекала его к домашней работе и даже отправляла с вёдрами за водой.
Когда Луи исполнилось семь лет, он пошёл учиться в местную школу. «Букварем» для ребенка стала доска, на которой были вбиты гвозди в форме букв. Луи был очень прилежным и любознательным учеником, поэтому через три года, по настоянию учителя, его отправили в парижскую школу Валентина Гаюи при Королевском институте – первое в мире учебное заведение для слепых людей.
Кроме множества предметов, которые изучали в обычных школах, в школе Гаюи дети учились вязать, ткать ткани и играть на музыкальных инструментах. Послеобеденное время ученики проводили в мастерских, где осваивали ремёсла. Часто, держась за веревку, дети с учителем ходили в Ботанический сад и в музей естественных наук, где наощупь познавали мир. К шестнадцати годам Луи был не просто одним из лучших учеников школы, он настолько хорошо играл на фортепиано и органе, что ему предложили работу органиста в местной церкви.
В библиотеке школы Гаюи было всего четырнадцать книг, написанных рельефно-линейным шрифтом - буквы выдавливались на мокрой бумаге, а после просушки листы с текстами наклеивались на основу. Были они огромными и очень неудобными – на «прочтение» каждого символа требовалось несколько секунд. Да годился этот шрифт только для чтения – выпуклые буквы в книгах создавались только типографским способом.
Ещё в школьных программах использовали метод «ночного письма» Шарля-Мари Барбье – информация записывалась на куске картона прокалыванием отверстий в определенном порядке, а считывалась пальцами. Система Барбье была несовершенной, потому что используемые в ней символы обозначали звуки, а не буквы, абсолютно отсутствовали знаки препинания и математические символы. Капитан артиллерии Барбье придумал этот способ для передачи шифрованных коротких военных сообщений в ночное время.
Взяв за основу «ночное письмо», пятнадцатилетний Луи начал разработку своего шрифта. Он уменьшил количество точек до шести, чтобы символ легко умещался под подушечкой пальца. Он ввёл обозначения не только букв и математических символов, но и обозначения музыкальных нот.
Изобретение Луи Брайля вызвало восторг у его одноклассников, но не нашло отклика у преподавателей – не имея проблем со зрением они не видели необходимости заменять линейный шрифт Гаюи.
После окончания школы, Луи Брайль остался работать в ней в качестве учителя и многие годы посвятил совершенствованию своей системы. И только спустя несколько лет, доказав, что его метод эффективно работает, Луи получил разрешение напечатать небольшим тиражом в типографии школы первую книгу «История Франции сквозь века».
К сожалению, при жизни труд изобретателя так и не был оценен по достоинству. Во Франции шрифт Луи Брайля был официально признан только в 1854 году - спустя два года, после смерти автора.
Позже неоднократно разными учеными предлагались варианты замены системы, изобретенной пятнадцатилетним подростком, но безуспешно.
На сегодняшний день система Луи Брайля считается самой совершенной системой для коммуникации незрячих людей.
#интересные факты