В борьбе за превосходство советской авиации к концу 1942 года был сформирован 3-й истребительный авиационный корпус (ИАК), ставший резервом Верховного Главнокомандующего. Командовал им генерал-майор Е. Я. Савицкий. В ИАК имелось порядка 200 новейших боевых машин.
Костяк личного состава всех полков составляли не имевшие боевого опыта лётчики с Дальнего Востока. В их числе были капитан Алексей Гаврилович Егоров и лейтенант Иван Яковлевич Единархов. Они летали уже по 2-3 года. После переобучения Егорова назначили комэска в 291-м ИАП, а Единархова его заместителем.
Первоначально практически сформированный корпус планировали использовать на Воронежском фронте. Но обстановка сложилась по-другому.
Весной 1943 года развернулись упорные бои за Таманский полуостров. За счёт превосходства в воздухе немцы буквально «прибивали к земле» всякие попытки наступления наших войск. Обе стороны фронта поняли, что победа будет за тем, кто господствует на высоте. И наши, и немцы начали наращивать авиационное присутствие на Тамани. Чтобы правильно рассредоточить резервы Ставки на южном направлении, сюда лично прибыл командующий ВВС.
3-й ИАК начали перебазировать в состав 4-й Воздушной Армии. Сроки для прибытия и скорейшего вступления в бой давались самые короткие. Чтобы организовать перелёт командующий корпусом обратился к командующему 17-й Воздушной Армией. Савицкий рассчитывал услышать от Судеца план перелёта и нанести его на карту, а лучше проработать и рассчитать все возможные опасности. Но командующий сказал, истребители Савицкого просто пойдут за лидерами-бомбардировщиками Пе-2 из 1-го БАК Полбина, выполняя их команды.
И Савицкому, и позднее Егорову это не понравилось, но приказы следовало выполнять. А работа штурманов в 1-м БАК была далека от профессионализма. Случалось, что лётчики «блудили» в воздухе, возвращаясь на аэродром с бомбами, или того хуже ошибочно скидывали их на деревню, уже занятую нашими войсками. Невзирая на это командование БАК спокойно выделило несколько «пешек» для проводки истребителей в нужную точку перелёта. Причём садили на Пе-2 всех, кто подворачивался под руку. Об этом говорит участие даже стажёра из Омской школы лётчиков.
ИАК отправился в путь 16 апреля 1943 года. Уже на следующие сутки начались внештатные ситуации. Почти половина «пешек», которые вели за собой истребители, потерялись в ориентировке. В результате в четырёх группах, севших на неприспособленных аэродромах, было разбито 5 самолётов. Ещё одна заблудившаяся «пешка» металась в разные стороны, пока её не привели на аэродром в Ростове сами истребители.
Но это было ещё только начало. Главная трагедия разыгралась в эскадрилье Егорова. Они, ведомые Пе-2, отправились из Россоши в Ростов-на-Дону ранним утром 17 апреля. Конечной точкой маршрута был аэродром Старонижестеблиевская в Краснодарском крае.
Штурман Каримов, ищущий на «пешке», привёл всю группу в Таганрог, который был занят противником. Постепенно наши лётчики с круга пошли на посадку на местный аэродром.
От неожиданности фрицы начали стрелять не сразу. В первой тройке садились Егоров и Единархов. Первый отстреливался на земле до последнего патрона, второй видимо погиб ещё в воздухе, истребитель был сожжён. Самолёт В. Богатырёва бы сбит, пилота В. Грабельникова немецкая пуля достала на земле, его техника-лейтенанта А. Кондрахина, как и О. Горбачёва с М. Добытеевым взяли в плен.
Егорова и Единархова фашисты разрешили похоронить на кладбище. Добытеев прошёл концлагеря. Его освободили в апреле 1945 года, прошёл проверку и жил до конца дней в Москве. Олег Горбачёв пошёл на службу немцам, попал в воздушные силы РОА и разбился в авиакатастрофе в начале 1945 года. Данных о Алексее Кондрахине не имеется.
Непосредственные виновники трагедии, пилот и штурман той «пешки» были осуждены трибуналом. Командование 1-го БАК отделалось временным понижением в должностях и выговорами.
Вскоре будни войны пошли дальше, заслонив тот «чёрный день» 3-го истребительного авиационного корпуса. Имена погибших лётчиков больше никто не вспоминал. Это осталось лишь эпизодом войны.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.