Найти тему
Александр Степанов

Легким движением руки. Из палача — в «жертву сталинских репрессий»

Предыдущие мои тексты про Юрия Шевчука ( Что не так с дедушкой Юрия Шевчука? и ПРО ШЕВЧУКА, БУЛГАКОВА И РЕПРЕССИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ) вызвали бурную дискуссию. Ну что же, придется продолжить и привести новые примеры превращения преступников в «невинных жертв сталинских репрессий».

Итак, Порфирий Емельянович Железняк. В официальном списке общества «Мемориал» сейчас мы можем прочитать об этом человеке следующее: Родился в с. Жабокрич Ольгопольского уезда Подольской губ. (совр. Крыжопольский р-н, Украина); украинец; крестьянин-единоличник. Участник восстания в 1920–1921 гг. Приговорен судебной тройкой при Коллегии ГПУ УССР 13.11.1931 по ст.ст. 54-2, 11 УК УССР к расстрелу. Коллегией ОГПУ 01.02.1932 по ст. 59-3 УК РСФСР расстрел заменен на 10 лет ИТЛ. Срок отбывал в Соловецком лагере; содержался на лагпункте Кремль, объявлял голодовку. Приговорен 09.10.1937 Особой тройкой УНКВД ЛО к высшей мере наказания. Расстрелян 27.10.1937 в урочище Сандормох (Карельская АССР). Реабилитирован.

Ссылка - https://sand.mapofmemory.org/biography/?b_id=6237 и даже на «Бессмертный бардак» - https://bessmertnybarak.ru/books/person/24440/

Однако с гражданином Железняком у «Мемориала» вышел небольшой технический прокол. Дело в том, что ранее этот список Сандармоха, составленный Юрием Дмитриевым, частично публиковался на других сайтах. Очевидно, что этими данными щедро делились с разными ресурсами.

И вот из ранее опубликованного на сайте «Пандия.Ру» списка украинцев и граждан Украины, погибших в Сандармохе, мы можем узнать, что Порфирий Иванович Железняк числился кулаком, в прошлом был не просто участником, но и руководителем штаба восстания в 1920–1921 гг., и самое главное, он «принимал участие в расстреле красноармейцев в гражданской войне».

-2

Очевидно, что господа из «Мемориала» фразу про его участие в расстрелах пленных красноармейцев в последнем, отредактированном списке «Мемориала» подчистили.

А зачем? Ведь это тоже историческая правда — жертвой «сталинских репрессий» в данном случае оказался палач. Можно было бы просто вычеркнуть из списка этого человека. Однако граждане из «Мемориала» вычеркнули именно компрометирующие его детали биографии. Очень показательно. В этой связи логично предположить, что мемориальцы, когда редактировали список Сандармоха, могли и напротив ряда других фамилий «ненужные» подробности подчистить. Не зря же там попадаются люди без каких-либо биографических данных, так что совершенно нельзя понять, за что они попали в Соловецкую тюрьму.

Но вернемся к вопросу о том, можно ли говорить, что Порфирия Емельяновича Железняка расстреляли «правильно»? А вот тут могут быть совершенно разные точки зрения! С точки зрения членов семей тех красноармейцев, которых расстреливал Порфирий Емельянович, не просто правильно, а даже слишком поздно настигла его эта кара за прошлые преступления. А, например, с точки зрения идеологии современного государства Украина его казнь является преступлением тоталитарного режима и вообще он герой. А героям, как известно, слава! Общество «Мемориал», занимающееся якобы восстановлением исторической правды, могло бы хоть изобразить объективный подход к тем событиям.

Раз пишете про «красный террор», не забудьте упомянуть и про «белый». Помните, в «Тихом Доне» у Шолохова есть один пронзительный эпизод, когда мать Григория Мелехова говорит ему:

«Ты бога-то… бога, сынок, не забывай! Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил… Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя ить вон, гля, какие дети растут, и у энтих, загубленных тобой, тоже детки остались…».

Да, у расстрелянных кулаком Железняком красноармейцев тоже были дети. И жизни этих парней тоже имели значение. Но деятелям из «Мемориала» этот факт оказывается абсолютно неинтересен. Им интересно максимально раздуть список «невинно репрессированных». Именно поэтому туда был включен украинский кулак Порфирий Железняк, расстреливавший пленных красноармейцев. Хотя теперь всем должно быть ясно, почему жизнь этого человека оборвалась в карельском урочище Сандармох.