...Самое время менять слово "рок-группа" на "ВИА". В целях продвижения торговой марки. Например, ВИА "ДДТ". Звучит!
***
На Первом идет реклама сериала "За полчаса до весны", старт в понедельник, 10 апреля. Автор идеи и сценария - белорус Алексей Троцюк, за его плечами немало интересных проектов, в том числе сериал "Бывшие", особенно хорош был дебютный сезон. Троцюк + "Песняры" = формула успеха Первого канала. И не важно, что артист в гриме "залысина и казацкие усы" не очень похож на лидера ВИА "Песняры", каким мы помним и знаем Владимира Мулявина по многочисленным фотографиям. Главное, с понедельника страну как полвека назад накроет волна "песняры-мании".
Бесплатный совет арт-директорам музыкальных коллективов. Самое время менять слово "рок-группа" на "ВИА". Пригодится в деле продвижения торговой марки. Например, ВИА "ДДТ". Звучит!
Лично мне творчество "Песняров" напоминает горную вершину в окружении возвышенностей и холмиков. То есть, это когда сильно круче, чем общий уровень ВИА. Взрослые мужики, музыканты-профессионалы, вынуждены были сверять каждую ноту с требованиями культ-советов. "Вершина" - это музыкальные произведения, которые могли сотворить только "Песняры" в силу своего уникального коллективного тяма, наперекор и вопреки маразматическим требованиям к сочинительству и манере исполнения. Их лучшие песни - редкое достояние эстрадной поп-культуры СССР.
В эпоху "Песняров", конец 60-х - середина 70-х, корневой рок, перемешанный с другими музыкальными направлениями (прог, арт, хард, джаз, кантри, хеви, барокко, что там еще?), под общим названием фолк-рок, достиг пика своей популярности. Достаточно назвать американцев The Band, Джони Митчелл, Дилана, Crosby, Stills & Nash, Джина Кларка, Grateful Dead, Poco, британцев Jethro Tull, Fairport Convention, Steeleye Span и т.д..
Свои фолк-звезды появились у Восточного Блока, в их числе "Песняры". Песни главного ВИА-ВЭА (вокально-эстрадный ансамбль) СССР были у "наших" стран на слуху, но выход за пределы соцлагеря - затруднен в силу даже не языкового барьера, а специфики "бескровного" звучания, которое формировалось при активном участии надзорных органов. Будь тогдашние руководители СССР помоложе и смекалистей, дали бы добро команде Мулявина пуститься во все тяжкие фолк-рока, попытались конвертировать "Песняров" в международный бренд с раскруткой для Запада. Кто из ВИА не мечтал о такой судьбе? Получилось бы или нет - другой вопрос.
Могу только догадываться, почему инструментальная составляющая наших ВИА ("Песняры" не исключение) звучала порой так беспомощно, комично, я бы сказал "бестелесно". Моя версия: верховный худсовет утвердил типовую формулу успеха вокально-инструментального ансамбля - серпом по музыкантским погремушкам. Акцент был сделан на облегчение инструментальной составляющей. Никакой свободы для гитаристов и клавишников, все проигрыши укладывались в строго отведенные рамки. Ритм-секция - в стиле ресторанной попсы, "хоп-хей-хоп" вперемешку с "ламца-дрица-гоп-ца-ца". Инструментальная основа жила по остаточному принципу на уровне звукового фона, плюс небольшая громкость - не дай бог заглушить слова великих поэтов, писавших тексты для гениальных композиторов.
А ведь у "Песняров" были настоящие, фирменные инструменты и аппаратура. Гитара - Gibson, бас-гитара - Fender, ударные - Hollywood, клавишные - Farfisa, Moog, акустика - Dynacord, писал в 1999 году редактор журнала "Звукорежиссер" Анатолий Вейценфельд. Но относительная свобода поощряемых действий допускались лишь в таких безобидных с точки зрения властей областях творчества, как вокал, пение на языках народов СССР и народные (неэлектрические) инструменты. Именно здесь "Песняры" нашли отдушину и преуспели как никто другой.
Формула успеха ВИА "Песняры" - отточенное вокальное мастерство. Еще раз процитирую Вейценфельда: "Главное у "Песняров" - это, конечно, вокал, сольный и хоровой".
Из воспоминаний Марины Мулявиной, дочери Владимира Георгиевича: "Солисты подбирались так, чтобы их голоса, разные по диапазону, почти не отличались по тембру. Голоса сливались не только друг с другом, но и с инструментом, что характерно для народной музыки. Использовались подлинные народные инструменты (дудочки, цимбалы, скрипки) в сочетании с электрогитарами, трубой и ударными, что создавало некую новую акустическую реальность".
На мой взгляд, лучшие - первые три альбома, "Песняры" (1971), "Песняры II" (1974), "Песняры III" (1978), даже несмотря на то, что третий наполовину принадлежал Пахмутовой и Добронравову, три песни из четырех на второй стороне (!), зато в роскошном исполнении!
В преддверие ТВ-сериала "За полчаса до весны" предлагаю еще раз насладиться чудесными моментами, которые можно расслышать в вокальных партиях (соло и хоровые подпевки) "Песняров".
"За полчаса до весны" (1976): вокал Владимира Мулявина. Тембральная окраска мягко видоизменяется по ходу песни, максимально душевно получилось в припеве.
В студенческие годы, коротая время между парами, я пытался смодулировать свой голос под отдельные строчки из песен Леонида Утесова ("На Север поедет один из вас/ На Дальний Восток - другой"), Рода Стюарта (уже не помню, под какую именно) и "За полчаса до весны" ("... что слова любви прежде сказаны, что совсем другим доверялись мы за полчаса до весны"). Копировать Утесова и Стюарта немного получалось, а вот сымитировать тембр Мулявина - ну ни в какую...
"Александрина" (1971): прекрасный вокал Леонида Борткевича.
"Вологда" (1976): тоже самое - о голосе Анатолия Кашепарова.
При всех "серпах" и "обрезаниях" не перестают удивлять отдельные фрагменты мульти-инструментального мастерства "Песняров":
В "Александрине" - гитарные партии, особенно финальное соло (кто играет, Владимир Мулявин?). Мерцающий звук а-ля Рикенбакер, пропущенный через неведомую "примочку". Сыграно так трогательно и, одновременно, напористо, словно Мулявин посылал шифрограмму в адрес The Byrds и Джорджа Харрисона. Мол, зацените, коллеги.
В "Вологде" - трели баяна с "соловьиным подголоском", записанным непонятно с помощью какого инструмента (клавиши, флейта?). Напоминает синтезатор Муга, который перенастроил кто-то из "Песняров", Мулявин (?) или Владимир Николаев (?).
Аранжировка для клавиш и соло на органе Владимира Николаева в песне "За полчаса до весны" - еще одно инструментальное достижение "Песняров". До них в истории звукозаписи СССР никто не использовал электро-клавиши в почти полную силу красоты их звучания.
Уважаемые гости, не стесняйтесь ставить лайки и оставлять комменты. Да пребудут с вами здоровье и благополучие, мудрость и добрая сила!
Две "Вологды" "Песняров"
Владимир Мулявин и Дэвид Кросби: не братья, но сходство есть
Макс Ильин - чемпион гастрольных верст (фото)
От Кобзона до "СВ". Первое интервью Евгения Казанцева
"Бриллиантовые дороги". Музыка В.Бутусова, слова И.Кормильцева