"Прожив изрядную часть жизни в среде "волков" и хорошо изучив их повадки, понимаешь..."
***
"Рок Чистой Воды", май 1990 года. Передвижная речная кругосветка по Волге, часть первая. Маршрут: Горький - Казань - Тольятти - Саратов - Астрахань - Волгоград - Куйбышев - Ульяновск - Чебоксары - Ярославль - Москва.
22 мая автор заметки, в то время - спецкорр "ПерекатиПоля", издание Свердловского рок-клуба (и первая рок-газета СССР, печатавшаяся в типографии), прибыл в Волгоград, чтобы влиться в "Рок Чистой Воды". Вечером того же дня на местной набережной состоялся бесплатный фестиваль. В числе главных имен и названий - "Театр Пилигримов" (Иркутск), Настя Полева и "Чайф" (Свердловск; Екатеринбургом город вновь стал в сентябре-91), "СВ" (Москва) и "АукцЫон" (Ленинград, тоже еще не переименованный).
Волгоградская набережная - лучший на моей памяти рок-фестиваль. Полноводная река энергии, прекрасное настроение. Каждый из передовиков-хедлайнеров старался выступать на пике своего мастерства и вдохновения. Двумя словами, "выплывали расписные"...
В тот вечер меня буквально сразили финальный джем-перформанс "АукцЫона" во главе с дуэтом шоуменов Веселкин-Гаркуша и предшествовавшие питерцам москвичи "СВ".
"Рок Чистой Воды" на Волге, 1990, выступление "СВ" в Самаре
В сравнении со всесоюзной популярностью "Машины времени", любимцев партхозактива и комсомольцев позднего СССР, команда "СВ" явила пример людской несправедливости. Малоизвестные за пределами Садового кольца, СВэшники - супер-группа нормального мирового уровня, профи из таких коллективов, как "Аракс", "Веселые ребята", "Карнавал", "Динамик", "Воскресенье", "Звуки Му" и т.д. На порядок выше в лирическом и музыкально-исполнительском плане любого из прошлых и будущих составов "машинистов". O tempora, o mores! О времена, о нравы...
Накануне фестиваля на Волгоградской набережной мне дали совет, результатом которого и стало публикуемое ниже интервью под заголовком, которым автор гордится до сих пор.
ЧЕЛОВЕК НЕ ТОРОПИТСЯ
В Волгограде один из тех, кто "все Дуби", посоветовал мне встретиться с Женей Казанцевым, басистом "СВ". Во-первых, сказал "брат", с ним еще никто не делал интервью. Во-вторых, для журналиста фигура эта - самая что ни на есть примечательная: в Москве Казанцев работал со всеми, даже с Кобзоном. Евгений любил оттянуться и поэтому каждый раз опаздывал на репетиции к Иосифу; в силу производственной необходимости народный артист СССР перенес автобусную остановку прямо к дому своего бас-гитариста...
У меня появилась цель в жизни - после такой рекомендации я уже не мог не встретиться с Женей Казанцевым.
- "Ветеран рок-н-ролла" - это определение применимо к нашим музыкантам?
- Многие хорошие роковые музыканты под влиянием внешних и внутренних обстоятельств играли не в роковых командах. Просто зарабатывали деньги. Время от времени возвращались к року, эпизодически что-то записывали или где-то участвовали.
Кому-то больше повезло, в том смысле, что они избрали для себя путь затворничества. Когда были команды, функционировали как роковые музыканты, когда команды по какой-то причине разваливались, то просто сидели на диване, точили мастерство.
Я к числу таких музыкантов, к большому сожалению, не отношусь. Я родом из интеллигентной, но не богатой семьи, у меня очень рано умер отец от ран, полученных на войне... Как любому молодому человеку, мне хотелось оттянуться, и когда возможность была предоставлена, и я понял, что могу зарабатывать приличные деньги, я эту возможность не упустил.
- Я слышал, что "СВ" - это не группа, а профилакторий?
- В каком-то смысле - да. Все мы прожили непростую жизнь, иногда вместе, иногда порознь, все мы знакомы очень давно... У нас не принято так говорить, но мы - настоящая хиповая семья, хотя внешне, конечно, уже на хиппи не похожи... Я еще недавно ходил вот с такими волосами, но потом посмотрел на себя в зеркало и понял, что они очень редкие, и мне что-то стало не в кайф, и я постригся. (Смеется). Но дело не в этом. Прожив изрядную часть жизни в среде так называемых "волков"...
- Это музыканты?
- Нет, работодатели... и уже хорошо изучив их повадки, понимаешь: для того, чтобы жить нормальной жизнью, надо иметь хороших друзей. Проблем становится значительно меньше.
- Говорят, Вы работали даже с такой одиозной для рок-музыкантов фигурой, как Иосиф Кобзон?
- Да, работал... У меня был большой эмоциональный подъем, года три подряд. Это время как раз пришлось на "Карнавал", когда мы собрались в самом первом составе - Кузьмин, Барыкин, Вася Изюмченко и я. Месяца через четыре Васю заменил Болдырев, и после этого очень хороший барабанщик Вася Изюмченко исчез. Видимо, он перестал заниматься музыкой. Жаль... Но группы не было. По Крылову - лебедь, рак и щука. Поэтому, когда пришли первые успехи, просто начался дележ одеяла.
В 1981 последовало предложение из "Веселых ребят", где я уже работал задолго до этого, с обещанием, что будет не ВИА, а группа. Много шагов было сделано в этом направлении, но группы так и не получилось. Я очень сильно обломался и решил вообще с рок-музыкой завязать... Решил продать себя как можно дороже и проделал эту операцию с большим успехом. За те неполные два года, что я поработал у Кобзона, я много поездил, и даже в тех странах, где бывал раньше, в социалистических странах, все уже было по-другому. И условия другие, и оплата, и всяческие льготы.
- А что вообще характерно для коллектива, который сопровождает такого лидера? Что это за коллектив?
- Просто музыканты и все.
- Какие взаимоотношения?
- Нормальные, не более того... Профессиональные отношения: здрасьте-здрасьте и все... (Смеется). Никаких отношений: если пьешь - давай выпьем, если не пьешь - тогда, ну, извини, никаких разговоров.
"Я очень сильно обломался и решил вообще с рок-музыкой завязать... Решил продать себя как можно дороже и проделал эту операцию с большим успехом"
- Мне на самом деле интересно: Кобзон все же довольно заметная фигура. Что можно сказать о нем как о человеке из мира музыки?
- Из мира музыки?.. Очень эмоциональный на сцене. Это не выражается у него внешне, а чувствуется в общем. Вот что я могу сказать... Далеко не каждый вокалист может петь больше четырех часов, когда уже и музыканты просто с ног валятся, и голова ничего не соображает.
- А где ему приходилось петь по четыре часа?
- Он иногда дает такие концерты. В Москве ну, и... бывает.
- Вы к нему легко попали? К Кобзону же, наверное, какой-то конкурс есть?
- Никакого конкурса. В среде профессиональных музыкантов человек со стороны берется очень редко. Обязательно нужна какая-то рекомендация.
- Если не секрет, кто вас рекомендовал?
- А я ничего и не искал. Просто мне предложили... Тяжело, конечно, мне у него было...
- Почему?
- Потому что... надо было работать, а работать я не привык. Работать в буквальном смысле слова. При этом песни, которые поет Кобзон, мне играть было абсолютно не интересно... Играть их было очень легко, и поэтому я потихоньку начал загнивать. Загнивал, загнивал... и потом решил вообще без всякой материальной базы начать с нуля. В 1984 поиграл с Барыкиным - в той тяжбе он оставил за собой название "Карнавал". Вскоре я понял, что нам не по пути. Он все больше шел в сторону так называемой "эстрадной песни". Просто поп, поп-песня, и, в конце концов, она привела его к тому, что он делает сейчас. Это было заметно еще тогда. Естественно, ему каким-то образом хотелось стать быстрее "звездой". Естественно, это наложило отпечаток на его характер, манеру поведения, манеру общения - мы же тоже знакомы давно, с ранней молодости... Изменился он очень сильно и не в лучшую сторону. (Смеется).
"Сейчас одни имеют громадный успех, а "СВ" не имеет - я не знаю, кому из нас хуже"
- Вам не кажется, что, в конце концов, сама эта музыка сбрасывает своих же людей со счетов?
- Все дело в том, есть ли у человека или у группы Идея. Если есть - тогда все нормально, возможны и спады, и подъемы, но человек все равно будет двигаться к своей цели. А вот когда такой Идеи нет, то и происходят все эти метания... В конце концов, происходит истерика, которая или поддерживается критиками и толпой, или остается незамеченной и все.
- Как Вы оцениваете новое поколение рок-музыкантов?
- Отношусь нормально.
- Они идут к своей Идее по проложенному пути?
- Путь, естественно, проложен, я не собираюсь говорить, что мною или еще кем-то. Он проложен сам по себе. Ну и хорошо, что он проложен, если из этого получится что-то классное, я буду только рад... Все идет нормально. Нормально - уже и для меня. Если бы мне десять лет назад сказали, что поедем таким большим фестивалем на пароходе, со всеми удобствами, и что никто не будет дергать, и что не будет никаких начальников, и делай, что хочешь, просто полагайся на собственный разум, - я бы не поверил. Потому что в 80-м поверить в это было просто невозможно.
- Вам не бывает горько от сознания того, что Ваше поколения оказалось брошенным - даже не на произвол судьбы, а просто - брошенным?
- Ничего страшного. Сейчас одни имеют громадный успех, а "СВ" не имеет - я не знаю, кому из нас хуже. Мы, несмотря на нашу великовозрастность, никуда не торопимся. Мы независимы.
Р.S.
Да, эта история с автобусной остановкой... Я спросил, Женя ответил, и мы посмеялись над шуткой.
Спрашивал Алексей Одинцов, май 1990 г.
Евгений КАЗАНЦЕВ (1951-2003)
Один из самых востребованных столичных музыкантов 70-90-х. Участник таких групп, как "Веселые ребята", "Голубые гитары","Самоцветы", "Карнавал", "Рецитал", аккомпанирующий состав Иосифа Кобзона, группа Владимира Кузьмина, золотой состав "СВ" (1987-90) и т.д.
Из википедии:
"В начале 1990-х являлся басистом второго состава группы "Звуки Му". Примерно тогда же, до Петра Мамонова, с которым был в хороших дружеских отношениях, принял православие. В феврале 1994 года у Казанцева был обнаружен туберкулёз, от которого он лечился длительное время. 15 сентября 2003 года был ограблен и убит в Бахчисарае (тогда ещё украинский Крым; прим. автора), куда поехал восстанавливаться после туберкулёза".
Уважаемые гости, не стесняйтесь ставить лайки и оставлять позитивные комменты. Да пребудут с вами здоровье и благополучие, мудрость и добрая сила!
Клэптон хоть сейчас готов выступить в России вместе с Уотерсом
Сергей Пускепалис. Хороший ты мужик
Летов, Creedence, Зыкина, Grand Funk... Русская американа-25
"Бриллиантовые дороги". Музыка В.Бутусова, слова И.Кормильцева
Как молоды мы были: Градский в Иркутске