Не пойму, как "Новую Волну" не прихлопнули ОБХСС, пожарные и санэпидемстанция...
***
Дорогим моим иркутянам и гостям столицы Приангарья из далеких прошлых лет посвящается.
Город Иркутск в 70-е был сибирским Сан-Франциско. Хиппари с подружками на набережной Ангары. В воздухе пахло грозой и травой. Транзовики ехали с запада СССР в конопляные кущи Приангарья и Бурятии. Особенно много было гостей с Украины и Прибалтики. Вот дочка с мамой, прибыли по Транссибу из Эстонии, и сразу нырк в кроличью нору местной коммуны...
В 1977-м открылась первая дискотека Иркутска - "Новая волна". Энтузиасты из трех вузов (ИрГУ им. Жданова, Иняз им. Хо Ши Мина + безымянный Политех) за свой счет, бесплатно, сделали капремонт подвала рабфаковской общаги на улице 25-го Октября.
Достопримечательностью "Новой волны" стал камин. Дымоход тянулся внутри стен на крышу старой пятиэтажки. Иногда вытяжку в силу неизвестных причин заклинивало, подвал наполнялся дымом, и приходилось проветривать помещение, открывать двери, ведущие на улицу.
В зале площадью около 40 квадратов установили высокую "парту" для диджеев и барную стойку. На хозяйстве - студенты второго курса филфака и отделения журналистики. Директор - Олег Хрипунов, бармен - Александр Клейн, диджеи - мы с Валеркой Вроном.
Меню бара - соки, водка, болгарская "медвежья" и "бычья кровь". Все это завозилось из Ангарске, в Иркутске - шаром покати, разве что египетский бальзам "Абу Симбел". Разрешение на продажу билетов, торговлю соками-водами и спиртным (по сути, частный бизнес, незаконный в эпоху развитого социализма) существовало в виде устных договоренностей и личных связей Хрипунова и Клейна в профкоме и комитете ВЛКСМ ИрГУ.
До сих пор не пойму, как НВ не прихлопнули ОБХСС, пожарные и санэпидемстанция. В помещении отсутствовал второй выход. Камин - открытый огонь в замкнутом пространстве, куда набивалось до 60 человек. Не было туалета, народ бегал в общагу или на задний двор.
Дремали и партия с комсомолом. Под звуки, чуждые советскому народу, молодежь весело проводила время - отплясывала, выпивала, курила, знакомилась. Проводились тематические вечера, посвященные западным рок-музыкантам. Гостями приват вечеринок стали опальный в те годы Александр Градский и польская блюз-рок группа Breakout.
Весть о Breakout в "Новой волне" всколыхнула высокие кабинеты ИрГУ и чуть было не прикрыла нашу лавочку, но Хрипунов и Клейн ловко отбились.
Сотрудники дискотеки, включая диджеев, следили за порядком и безопасностью, нанимали за выпивку и бесплатный проход "охранников", ребят пострашнее лицом: надо было отшивать уличную пьян и хулиганов. Как-то раз знакомая девушка Ирина распространила билеты среди студентов-беспредельщиков из политеха, они притащили стеклянную банку с эфирным масло и случайно разбили ее на входе. Получилась угарная психоделическая вечеринка, одной банки хватило на всех.
Визитной карточкой "Новой волны" стало разнообразие музыкальных стилей и жанров. Классика, битлы, роллинги, LedZep, Doors, The Doobie Brothers, Флитвуд Мэк, Сантана и т.д. (и даже Джимми Баффет!). От поп-музыки и диско (Силвер Конвеншн, ABBA, Донна Саммер, Силвестер, Грейс Джонс) - до панка, ска, new wave (откуда родом название дискотеки) и джаза, Майлз, Херби, Махавишну. Гвозди танцевальных программ - The Jam, The Clash, Sham 69, Elvis Costello, Стренглерс, Police, Dire Straits, UB-40, Том Петти и его Сердцееды, Talking Heads, рок-н-рольные номера Бруса Спрингстина. Ставили песни из первого альбома Tom Robinson Band, те самые, с непереводимым подтекстом. Песенку Glad To Be Gay диджей объявлял как "белый танец" ("песня "Довольный парень", дамы приглашают…"). Это сегодня все в курсе, а тогда разница между словами "gay" и "guy" была неведома советскому нормальному человеку. Еще один номер TRB, 2-4-6-8 Motorway, шел на ура, не уступая All Right Now, мега-рок-хиту группы Free.
Начало 80-х - время, когда кого-то из зарубежных артистов надо было обязательно запретить по законам партийно-комсомольского жанра. Нет худа без добра: мы с радостью банили "Арабески", "Чингисхан" и прочих итальянцев.
Советская рок-музыка - редкий гость "Новой волны". Крутили первый альбом свердловской группы "Трек" с интересной гитарой и женским вокалом какой-то там Насти Полевой. Аркаша Застырец (он писал тексты для "Трека") прислал пленку своему другу, студенту Иняза и завсегдатаю НВ Саше Калужскому.
Не так давно обнаружил, что "Трек" - в чистом виде свердловский аналог британской группы Gang Of Four. Свои первые пластинки обе команды записали примерно в одно и тоже время. Интересно, трековцы вообще слышали про Gang Of Four в 1980 году? Думаю, что нет. Поразительный пример того, как идеи перемещаются по воздуху, от Британии до Урала или в обратном направлении.
Несколько раз ставили песни "Машины времени", которая уже тогда казалась не более чем кабацким ВИА с фигой в кармане и московской пропиской.
***
Плейлист "Новой волны" примерно на половину состоял из "черной музыки" - соул, реггей, диско-фанк, фьюжн. Где еще в СССР на рубеже 80-х можно было за один вечер услышать Parliament и Funkadelic, Боба Марли и Wailers, белый соул Стиви Уинвуда из его альбома Arc Of A Diver, группы O'Joys, Temptations, Undisputed Truth, Earth, Wind & Fire (комсомолец, даешь "Бугивандерленд"!), Кертиса Мейфилда, Стиви Уандера, Чаку Кан и "Рафус", Майкла Джексона времен Off The Wall, Рика Джеймса и Shalamar? Правильный ответ: нигде, кроме иркутской "Новой волны".
Воплощать в реальность музыкальные грезы помогал Костя Ханхалаев. Это сегодня Константин Казакович - "основатель и владелец галереи в Москве - известный продюсер и меценат", цитирую по сайту Khankhalaev Gallery. А тогда Костя просто был другом-меломаном с широкими возможностями, глубокими познаниями и неуемным любопытством к жизни. Есть такое "извечное стремление узнать - что там, за морями, за горами, за дремучими лесами?", это про него.
Ханхалаев обладал поразительным чутьем на правильную музыку без жанровых границ. Широким стилевым размахом Костя писал на своих фирменных аппаратах сборники, которые и составили золотой фонд "Новой волны".
Песню Thank You Love (автор и вокалист - Корнелиус Бампус, в то время неофит "Дуби Братства") я впервые услышал на бобине, которую Ханхалаев записал для выездной дискотеки в Ангарске. На вечеринку собрался весь молодежный цвет города нефтехимиков, подтянулся народ из Иркутска. Перед тем, как поставить костин сборник, я сказал в микрофон, что меня зовут Корнелиус Бампус. Зал, набитый битком, начал смеяться (имя ведь забавное) и аплодировать.
В 1987-м Бампус приехал в составе "дубаков" в Москву, они выступали на стадионе в Измайлово в рамках советско-американской солянки "Поход за мир и разоружение" (Джеймс Тейлор, Бонни Райт, Santanа, Жанна Бичевская, "Автограф", Бабкина и т.п.). Саша Калужский познакомился с Корнелиусом за кулисами, рассказывал о нем как о классном простом парне. Потом, в 90-е Калужский навещал Бампуса в Нью-Йорке. В 1994 году на "Радио Си" в Екатеринбурге, гость моей программы "Уж полночь близиться", известный музыкант и продюсер Владимир Елизаров принес пленку с записью вокальной группы Take 6. Эту кассету в Штатах ему подарил Бампус, названия треков были написаны его рукой.
Cornelius Bumpus (1945 -2004), саксофонист, вокалист, клавишник, играл в группах Moby Grape, The Doobie Brothers и Steely Dan. Записал три сольных альбома, два первых - мастер-класс соул-фьюжн-фанка. Кто слышал, тот меня поймет.
Каждый раз, когда звучит песня Thank You Love, мне кажется, что я слышу ее впервые. Средний темп, мягкая как пластилин фактура, плывущий звук ("магнитофон тянет пленку"). Гитары накатывают, голоса наслаиваются, многозвучие лениво покачивается как флаг на легком ветру.
Другой песни в составе дубаков у Бампуса не было.
Уважаемые гости, не стесняйтесь ставить лайки и оставлять комменты. Да пребудут с вами здоровье и благополучие, мудрость и добрая сила!
Летов, Creedence, Зыкина, Grand Funk... Русская американа-25
Как молоды мы были: Градский в Иркутске
Под музыку Sasami печалиться не будем об этом и о том...
Приключения горячего эстонца Прийта Хыбемяги в Сибири
Сибирский автограф Джона "Махавишну" Маклафлина
Пионер, ты любишь "Роллинг Стоунз"?