В 20-е – начале 30-х годов прошлого столетия большим уважением в стране пользовались члены Общества старых большевиков. Люди, прошедшие царские тюрьмы и каторгу, нуждались в поддержании подорванного здоровья, оказании материальной помощи. Однако в обмене мнениями о вопросах современности не менее важное значение имело идейное влияние закаленных партийцев на комсомольцев, воспитание их в духе товарищеских традиций и революционных идеалов. Нет доказательных источников, по какой причине не без вмешательства самого Сталина деятельность Общества старых большевиков была прекращена в 1935 году.
В Уфе в это время по заказу местного отделения Общества строился жилой дом. После роспуска Общества строительство подчинили Управлению делами Башкирского Совнаркома, оно должно было пополнить жилищный фонд 24 комфортабельными квартирами для ответственных работников аппарата Башкирского обкома ВКП(б) и Правительства республики. В этом доме проживали первый секретарь Башкирского обкома ВКП(б) Быкин и первый председатель Совнаркома Башкирской АССР Булашев.
Нас сегодня интересует прежде всего применение новейших для 30-х годов архитектурно-планировочных принципов при застройке большой городской территории. Дом начали строить на месте снесенной Успенской церкви, вокруг которой располагалась территория закрытого кладбища. Таким образом, факт закладки на этом месте четырехэтажного здания был кощунством по отношению к памяти поколений.
Территорию застройки отгородили ажурным деревянным забором, который крепился на кирпичных опорах. Само здание имело два крыла. Главное было обращено фасадом на южную сторону, второй корпус примыкал к главному перпендикулярно. Каждое крыло здания завершал полукруглый эркер, что увеличивало площадь квартир и придавало фасадам определенное изящество. Дом имел автономную котельную.
На территории, прилегающей к зданию, был построен ледник. Жильцы дома, не имевшие холодильников, могли хранить там скоропортящиеся продукты. Для поддержания холода в ледник по мере надобности завозился лед. Единственное сооружение, которое не было выстроено согласно утвержденному проекту застройки, – это клуб со зрительным залом на 160 посадочных мест.
Здание имело подчеркнуто автономные характеристики. Подъезд к нему с улицы был оформлен полукругом – для подъезжающих автомобилей. Вся прилегающая территория напоминала парк. У входа во двор выставлялся пост милиции.
Удобное положение Дома старых большевиков в центре Уфы (по улице Коммунистической, 75) уже в конце 30-х годов привлекло внимание. Однако лишь в 70-е годы поблизости были выстроены два дома. В них поселились представители нового поколения партийных и советских чиновников, численность которых, по сравнению с довоенной порой, намного возросла.
Что же касается территории двора, то старожилы Дома страх большевиков и те, кто поселился в нем в послевоенные десятилетия, поступили рационально. Они воспользовались начавшимся движением садоводов и поделили прилегающую территорию на равные участки. Прошло несколько лет, и фруктовые деревья практически отгородили от взоров прохожих Дом старых большевиков…
Р. Янгиров
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!