Эта странная история (не знаю, верить в нее или нет) случилась во время Прутского похода Петра I. После Полтавы Карл XII перебрался во владения Турции и осел в Бендерах, откуда всеми доступными способами подталкивал султана к нападению на Россию. Российская дипломатия с трудом удерживала Стамбул от военных действий. Известно, что в 1710 году в России встретили праздничным салютом известие о том, что Турция не будет воевать.
Не самое лучшее решение
Однако уже на следующий год обстановка изменилась, и столкновение казалось неизбежным. Чтобы опередить противника и увести войну подальше от восточноевропейского театра военных действий, Петр I решил совершить дерзкий бросок в сторону молдавского юга и там потревожить турецкую армию.
Весной 1711 года царь отправился в поход, ставший известным как Прутский. Его терзали смутные предчувствия и, как оказалось, не зря. На берегах Прута еще недавно победоносная русская армия - устрашительница шведов - попала в бедственное положение. 9 июня турки и татары, втрое превосходившие Петра численностью, окружили его лагерь и заперли в замок.
На волоске от смерти и позора
Положение становилось критическим - в лагере заканчивались продукты и фураж, зной и жажда подтачивали силы петровских гренадеров. От голода лошади объедали друг у друга гривы и хвосты. Попытки прорвать окружение успеха не приносили.
Погибнуть или попасть в плен - казалось, что других вариантов у Петра не было. Но провидение выручило русского царя - его сановникам удалось подкупить турецких генералов и спасти Россию и ее монарха от позора.
По условиям мира Петр вынужден был отдать Турции все Приазовье вместе с азовским флотом. По его лицу струились слезы, когда он отдавал приказ уйти из Таганрога и бросить флот.
Ну так вот
Ну так вот, в ходе драматических событий на Пруте появилась легенда о завещании Петра. Якобы царь написал в Сенат следующее письмо:
"Уведомляю вас, что я со всею армиею и без всякой вины и неосмотрительности с нашей стороны, единственно по полученным ложным известиям, окружен со всех сторон турецким войском, которое вчетверо наших сильнее, и лишен всех способов к получению провианта, что без особенной Божией помощи ничего иного предвидеть не могу, как со всеми нашими людьми погибну, либо взят буду в плен. В последнем случае не почитайте меня царем и государем своим и не исполняйте никаких приказаний, какие тогда, может быть, от меня были бы к вам присланы, пока я сам не возвращусь к вам. Если же я погибну, и вы получите верное известие о моей смерти, то изберите достойнейшего из вас моим преемником".
Фальшивка или артефакт
Письму бы этому можно было верить, если бы не одно обстоятельство - его подлинник отсутствует, а само оно известно в переводе с немецкого языка. Историки таким документам не доверяют и рассматривают их с двух позиций: либо как откровенные фальшивки, либо как реальные артефакты, подлинность которых не установлена.
Если предположить последнее, то Петр I, находясь в отчаянном положении и предполагая скорую смерть, по сути предложил своим подданным новый порядок престолонаследия - самим избрать достойнейшего из широкого (или узкого) круга "птенцов" своего гнезда.
Мысли вслух
Юридически это было обставить сложно - в случае узкого "междусобойчика" страна могла воспринять это как узурпацию власти с возможностью дальнейших социальных потрясений. В случае созыва нового Земского собора на трон могли бы претендовать не только петровские "птенцы", но и оттертая реформами на задний план родовая знать, а это уже другой сценарий, не вписывающийся в идею избрать "достойнейшего" из ближнего круга.
В прутском окружении Петр находился в стрессовом состоянии, но все же не настолько, чтобы не понимать - его предложение о престолонаследии может стать бомбой, взрывающей Россию.
С другой стороны, на сочувствие реформам со стороны Алексея Петровича он не рассчитывал, а дело свое хотел продолжить. Помочь ему в этом могли только ближайшие сподвижники. Так что, Петр I вполне мог написать такое письмо, но с таким успехом мог и не написать.
P.S.
Есть, однако, одно дополнение, говорящее в пользу, если не подлинности завещания Петра, то, хотя бы, в пользу нетрадиционной идеи поиска преемников. В 1722 году Петр издал Указ о престолонаследии (отмененный через 75 лет), в котором допускал назначение наследником любого кандидата по воле монарха. Очень похоже на то, что сказано в завещании.
А что вы думаете по этому поводу? Высказывайтесь в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках сообщайте автору