Летящие в разные стороны раскаленные искры, запах металла и стук молота по наковальне... 40-летний физик из Новосибирска Юрий Поджаров освоил необычную профессию кузнеца. Легко ли работать ремесленнику в современности и почему мужчине приходится иногда посещать окулиста — в материале nsk.aif.ru.
Нож из напильника
С детства Юрий интересовался кузнечным делом. Когда мальчишке было десять, он смастерил свой первый нож на летней кухне в гостях у бабушки. Юнец взял старый напильник, раскалил его в печке и выковал нож.
А в 25 Юрий уже обустроил собственную кузницу. Ремеслом овладевал самостоятельно, набрался опыта в двух артелях, где вместе с другими мастерами ковал заборы.
Стоить отметить, что ковка — это хобби Юрия. По профессии он физик, трудится лаборантом в Институте теплофизики СО РАН. Супруга Юрия — инженер, она занимается геологическим оборудованием.
С раскаленным железом Юрий работает в подвале своего гаража. Там мужчина установил пневмомолот, 80-килограммовую двурогую наковальню, муфельную печь и горн с газовым питанием, который заменяет классический угольный вариант.
«Многие до сих пор работают на угле, но на газу попросту удобнее», — отметил мастер.
На стенах гаража висят молотки, чеканы, клещи и зубила... Большую часть инструментов кузнец делал сам.
Работает Юрий самостоятельно, без подмастерья.
«Раньше помощником кузнеца работал молотобоец, который с определённой силой бил кувалдой по заготовке в те места, куда укажет мастер. Теперь молотобойца заменил пневмомолот», — отметил Юрий.
Также упрощают работу современного кузнеца болгарки, дрели и шлифовочные станки.
Обычно кузнеца представляют с бородой, в рукавицах и в кожаном фартуке. Современный кузнец, говорит собеседник, тоже иногда носит фартук, но чаще — обычную спецодежду, рабочие перчатки и ботинки.
«А по поводу бороды — раньше просто все мужики бородатые были, кузнецы в этом не отличались от остальных», — смеётся Юрий.
Летом в кузнице жарко, работа над заказом может длиться несколько дней. Сначала отрезается необходимая заготовка, затем нагревается в горне, куётся на наковальне, закаляется в воде или масле, «отпускается» (так называется повторный нагрев, чтобы снять внутреннее напряжение в металле. - Прим. авт.). После этого — доработка и дошлифовка, покраска.
«Когда цельно тянешь купол шлема из листа железа, то можно просто несколько дней стоять и стучать по нему молотком. Но это не сильно сложно. Самое сложное изделие — то, которое делаешь в первый раз. Потому что не отработана технология, приходится многое просчитывать», — отметил мастер.
В работе кузнец использует сталь разных марок, латунь, медь, совсем редко — титан. На заказ сибиряк делает шлемы, латные элементы, топоры, наконечники для копья, а также декоративные изделия: розы, ложки, инвентарь для камина. Металлические мечи мастер пока перестал делать, так как это специфическая работа — не в чем закаливать. Любители реконструкций заказывают у Юрия текстолитовое оружие со стальной рукоятью. Шлемы обычно мастер изготавливает по археологическим находкам и историческим источникам.
«Не заправляйте штаны в обувь»
Работа в кузнице опасная. Самые распространённые травмы кузнеца — ожоги. Иногда неудачно схватишься за заготовку, не заметишь, что перчатка порвана — и железо касается кожи.
«Важное правило: не заправлять штаны в обувь, особенно если она с широким голенищем — попадёт окалина и будет жечь ногу, пока не вытряхнешь её. Если штанина поверх ботинка — раскалённые кусочки металла будут просто скатываться по ней на землю», — говорит кузнец.
Отлетающие окалины ранят веки и глаза, иногда даже очки не спасают.
«В глаз вонзается крохотный кусочек раскалённого металла, который может вытащить только окулист. Приходишь на приём, тебе капают обезболивающие капли, затем кладёшь подбородок на специальную установку. Специалист направляет свет в лицо, берёт в руки иглу и как занозу начинает выковыривать железку из глаза», — вспоминает Юрий.
Самые редкие травмы — падение тяжёлого предмета на ногу, попадание молотком по пальцу. Во время доработки шлема элементы закрепляют на наковальне магнитом — при невнимательности палец может защемить между магнитом и наковальней или между двумя кусками противоположных полюсов.
«Меж двух полюсов однажды оказался мой палец. В этот момент я был один в кузнице, пришлось молотком и зубилом расклинивать куски», — отметил Юрий.
О мечах, предрассудках и скидках
Мастер отмечает, что не любит смотреть фильмы с киноляпами о кузнецах. К примеру, иногда показывают, что кузнец что-то куёт, потом его отвлекают от работы, он бросает заготовку в воду и начинает диалог.
«В воде заготовка закаливается — делается это уже в конце работ. А в фильме несколько раз макать в воду заготовку — после этого можно выбросить её или заниматься отжигом. Но в фильмах такие ляпы часто наблюдаю», — поделился Юрий.
В фильмах также показывают, как разлетаются мечи при ударе друг о друга.
«Вот такое возможно при неправильной закалке. Сейчас, когда известна марка стали, и то для разного использования закалять надо по-разному. А в средневековье, когда приносят мастеру какой-то кусок металла, ничего не зная о его свойствах, закалить правильно очень сложно — вполне возможны дефекты и перекаливание заготовки, из-за которых меч даже от удара о дерево раскалывается как стекло», — отметил Юрий.
Чаще всего отказывается Юрий и от нелепых заказов.
«Приходит ко мне анимешник, рассказывает про своё увлечение косплеем и просит сделать ему меч два метра в длину и шириной в локоть. Я говорю: без проблем, только весить он будет минимум восемь килограммов. В итоге заказ он так и не оформил», — вздыхает Юрий.
Некоторые клиенты любят просить скидку.
«Предлагают привезти прут арматуры, чтобы получить скидку. Килограмм такого материала стоит 80 рублей — предлагаю им скидку 80 рублей, но они отказываются», — заключил кузнец.