Найти в Дзене
Хроники св. Женевьевы

Королевский некрополь. И это не Сен-Дени

Идем дальше изучать район, оставшийся после королевского дворца Сен-Поль, продолжая, в какой-то степени, тему последних постов. Например, пойдем на ул. Пти-Мюск, название которой изменилось со временем из фривольного «где девка гуляет» или «где девка прячется», это пристойный вариант.

Chabrillac. Ул. Пти-Мюск. © Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Chabrillac. Ул. Пти-Мюск. © Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

И вот на этой малопочтенной улице располагался с XIV в. один из самых важных монастырей в истории Парижа, служивший, наряду с аббатством Сен-Дени, усыпальницей особ королевской крови- монастырь целестинов. В 1365 г. король Карл V по-соседски заложил первый камень церкви, на портале которой он сам, вместе со своей женой Жанной де Бурбон был изображен рядом с основателем ордена, папой Целестином V.

В честь освящения церкви 15 сентября 1370 г. монахи получили богатые дары: архиепископ подарил им серебряную скульптуру святого Петра, король — большой крест из позолоченного серебра, королева — образ Богородицы, а дофин сосуд тоже из позолоченного серебра, который долгое время служил для переноски Святых Даров на праздник Тела Христова. Карл V также обеспечил монастырь доходом и вложил свои средства в строительство келий, трапезной и других построек для братии.

Монастырь целестинов в 1583 г. Открытка XIX-XX вв. Bibliothèque historique de la Ville de Paris
Монастырь целестинов в 1583 г. Открытка XIX-XX вв. Bibliothèque historique de la Ville de Paris

Церковь внешне была небогато украшена, но внутри содержала огромное количество сокровищ как буквальных, так и произведений искусства работы лучших мастеров. Главный алтарь был украшен фигурами Богородицы и архангела Гавриила работы Жермена Пилона, выдающегося (не побоюсь этого слова, очень он мне нравится) скульптора французского Ренессанса. Аналой и алтарная преграда тоже было его рук дело. Алтарь еще украшали бронзовые евангелисты, преподнесенные коллегией королевских секретарей, которая проводила в монастыре свои собрания. Основаниями для этих статуй служили две колонны из черного мрамора и две из порфира. Их подарил монастырю Генрих IV. В общем, как видим, монахи совсем не бедствовали.

Фрагмент плана Тюрго XVIII века. Монастырь и его обширные владения на переднем плане.
Фрагмент плана Тюрго XVIII века. Монастырь и его обширные владения на переднем плане.

Правда, говорят, они как могли отплачивали своим благодетелям, хоть и после смерти иногда: когда один из них, уже знакомый нам несчастный суперинтендант Монтагю, был отправлен на смерть бургундцами в 1409 г., монахам удалось снять его тело с виселицы, привезти в церковь Святого Павла и достойно похоронить потом.

Самой роскошной считалась монастырская Орлеанская часовня, в которой находилась большая часть сокровищ. Её основателем был Людовик герцог Орлеанский, тоже уже нам знакомый. Говорят, что это благочестивое дело было исполнением обета, данного им в искупление вот этого несчастного случая, произошедшего с его братом королем Карлом VI. Часовня мало того, что содержала произведения искусства, она была еще украшена богатыми витражами с изображениями членов королевской семьи. Герцог же подарил монастырю и несколько ценных манускриптов, в частности 2 Библии.

Габриэль де Сен-Обен. Интерьер Орлеанской часовни. XVIII век. Лувр
Габриэль де Сен-Обен. Интерьер Орлеанской часовни. XVIII век. Лувр

На этом рисунке мы видим еще одно творение Жермена Пилона, которое уцелело и хранится в Лувре. Это знаменитые "Три грации", высеченные из цельного блока белого мрамора и выполненные по заказу Екатерины Медичи. Они поддерживают урну с сердцем Генриха II.

Жермен Пилон.  Три Грации. Элемент надгробного памятника  короля Генриха II. Лувр
Жермен Пилон. Три Грации. Элемент надгробного памятника короля Генриха II. Лувр

Ни одна религиозная институция во Франции, кроме королевского аббатства Сен-Дени, не содержала столько прославленных гробниц. Нигде не было такого изобилия обелисков, саркофагов, статуй, погребальных ваз и почти все- шедевры.

В центре Орлеанской часовни стоял треугольный постамент из порфира, поддерживавший колонну из белого мрамора с урной из позолоченной бронзы с сердцем юного короля Франциска II, первого мужа Марии Стюарт, который умер в 1561 г. в возрасте 16 лет. Изображения этого памятника я не нашла, как и упоминаний о том, сохранился он или нет. Зато нашла вот это.

Витая колонна, очень красивая и тонкая работа, украшенная лаврами и виноградными листьями, поддерживала урну с сердцем Ана де Монморанси, коннетабля Франции.

И прочая и прочая: Жанна де Бурбон, жена Карла V

Рисунок гробницы Жанны де Бурбон. «Опись рисунков, выполненных для Роже де Геньера и хранящихся в отделах гравюр и рукописей», Bouchot Henri. © Bibliothèque nationale de France
Рисунок гробницы Жанны де Бурбон. «Опись рисунков, выполненных для Роже де Геньера и хранящихся в отделах гравюр и рукописей», Bouchot Henri. © Bibliothèque nationale de France

и Жанна Бургундская, жена герцога Бедфорда, наместника английского короля и дочь того самого Жана Бесстрашного, который и убил Людовика Орлеанского, основателя часовни. (если что, опять отправляю к этому посту, там эта история описана).

Guillaume de Veluten. Плач. С гробницы Жанны Бургундской. Лувр
Guillaume de Veluten. Плач. С гробницы Жанны Бургундской. Лувр

И сам Людовик Орлеанский, его жена Валентина и их дети были здесь похоронены (их гробница не сохранилась) и еще много представителей Орлеанского дома.

Там был даже похоронен сапожник, Себастьян Заме, но очень богатый сапожник, возможно сапожник самого короля Генриха III, говорят они любили втихаря прошвырнуться по кабакам.

Скорее всего, все останки были отправлены в парижские катакомбы, а произведения искусства после революции попали в новообразованный Музей французских памятников, куда их бережно и последовательно собирал его директор, историк-медиевист Александр Ленуар.

Жан Любен Возен. Вид на вестибюль Музея Французских памятников. Лувр.
Жан Любен Возен. Вид на вестибюль Музея Французских памятников. Лувр.

Сегодня часть их хранится в Лувре, часть - в Сен- Дени и еще в некоторых местах.

***

Интересно, что орден сгубила не революция, а сами монахи своим распутством и мздоимством (ну думаю, еще бы, все время получать красивое и дорогое на халяву). После роспуска целестинцев в 1779 г. здания монастыря пустовали, пока в 1791 их не заняла ненадолго Национальная гвардия, на смену которой пришел институт глухонемых, а три года спустя институт слепых.

Но кавалерия вернулась через четыре года (слепых выгнали?) и с тех пор не покидала этого района. В огромных казармах Селестен расположены штаб, конюшни, есть большой конный манеж, его реконструкцию недавно помогала проводить фирма Hermes. И еще оркестры там живут.

Центральный вход в Селестинские казармы с бульвара Генриха IV. Wikimedia Commons/Photo: Tiraden (CC BY-SA 4.0)
Центральный вход в Селестинские казармы с бульвара Генриха IV. Wikimedia Commons/Photo: Tiraden (CC BY-SA 4.0)

Церковь была преобразована на какое-то время в хранилище древесины, потом сгорела, а последние элементы монастыря были снесены к началу XX столетия.

Ну вот, вообще-то я хотела лихо начать с не очень лихих, более, чем скромных даже, похождений Людовика XIII, но целестинцы меня увлекли, а идентификация памятников по описанию очень увлекла, поэтому получился околоискусствоведческий пост. В следующих сериях нас ждет одна отравительница, королева Марго и ее вполне лихие похождения, немного рок-н-ролла, правда в самом мрачном его проявлении, и еще много всего, потому что 4 округ, на мой взгляд, самый-самый интересный и насыщенный.

Ну и продолжаю приглашать в телеграм- канал. Там много других историй.

И читайте новое