Где могли встретиться поэт Рабле, фавориты Генриха III – Можирон, Келюс и Риберак, известная куртизанка Марион Делорм, архитектор Франсуа Мансар, бывшая любовница Мольера, актриса и красавица Мадлен Бежар? Да нигде, конечно, просто эти люди были похоронены на очень старом городском кладбище при церкви Сен-Поль-де- Шам (Saint-Paul-des- Champs, св. Павла в Полях), в сегодняшнем нижнем Марэ, IV округе.
История церкви восходит к VII веку, когда св. Элигий основал на острове Сите монастырь и члены общины построили часовню и оборудовали кладбище и какие-то хозяйственные постройки, вроде амбара за городской чертой. Говорят, тут еще и тюрьма монастырская была. Точная дата строительства церкви неизвестна, зато известна дата разрушения ее и кладбища – в 1799 г. от церкви осталась только стена, которую сегодня можно увидеть на ул. Сен-Поль, останки с кладбища перенесены в парижские катакомбы.
Вокруг церкви образовалось довольно обширное поселение. И вот в середине XIV века, в 1361 г. еще пока дофин, будущий король Карл V Мудрый покупает последовательно несколько отелей в этой местности, объединяет их и создает королевскую загородную резиденцию, не укрепленный замок, а именно резиденцию, королевский отель, удобное и роскошное жилье для себя и семьи. Хотя донжон там тоже был, казна в нем хранилась, а рядом уже стояла Бастилия и можно было быстро добраться до Венсенского замка в случае чего или тихо смыться на лодке по Сене.
В итоге вышло, что отель был вовсе не одним отелем, а как бы сказать, ну, коттеджным поселком. Был королевский особняк, отдельный –у королевы, еще один у дофинов и еще много всего. Во дворце родились, крестились, женились или умирали большинство членов семей Карла V и его сына Карла VI Безумного. Король (в этом посте если король, то Карл V, строитель отеля, чтоб не путаться) любил отель Сен-Поль и завещал никогда его не дробить и не продавать. Потомки нарушили его волю меньше, чем через сто лет.
Главный, королевский фасад выходил к Сене. Для себя Карл V выбрал особняк архиепископа Санса, а его самого переселил в тот, который мы, к счастью, можем увидеть и сегодня, но об этом в другой раз. Входной портал был отделан резьбой по ирландскому дубу (какая-то очень популярная древесина у богатых в XIV в.) и открывал вход в королевские апартаменты, состоящие из приемной, нескольких комнат для уединения, кабинета, залов, в том числе парадного, спальни, отапливаемых ванных комнат. Кроме того, были верхняя и нижняя часовня и три галереи.
Кроме личных покоев короля, в отеле были две палаты для государственных дел. В большой Карл V обычно собирал советников и созывал парламент. К ней примыкала нижняя комната, где король принимал пищу: обед в одиннадцать часов, ужин в семь. Двор обычно укладывался спать в девять зимой и в десять летом.
Парадные комнаты были украшены геральдическими лилиями из позолоченного олова. На всех окнах были железные решетки от голубей, а в окнах витражные стекла, у короля были кресла, обитые красной кожей с шелковой бахромой. (мягкая мебель, т.е. обитая тканью была еще редкостью). Полы были покрыты плетеными тростниковыми коврами.
В отеле королевы тоже, разумеется, было множество покоев, но особенно известна галерея, украшенная изображением леса на зеленом фоне, «полного яблонь, груш, вишен, слив и тому подобных деревьев, отягощенных плодами», цвели там всевозможные цветы, а дети собирали их и ели фрукты. Изображенные деревья поддерживали свод лазурного цвета (самого дорогого), символизирующий небо. Вот средневековый сад с плодовыми деревьями и цветами
У королевы была еще одна маленькая галерея, которая вела к ее молельне в церкви Святого Павла. Там с лазурного неба сходил легион ангелов, играющих на инструментах и поющих антифоны Богородицы.
Часовен на территории отеля было несколько. Главную часовню отеля украшали каменные фигуры 12 апостолов, богато расписанные золотом, лазурью. Кроме часовни короля и тех, что имелись в покоях королевы и дофинов было еще три, в некоторые специально ставили органы во время проведения месс для королевской семьи. И еще можно отметить, что стены часовен (не могу сказать каких, или всех) украшались гобеленами, которые в первую очередь служили для тепла, а потом уж для красоты.
Покои дофинов были не менее роскошными, чем покои короля. Кроме того, в отеле жили остальные королевские дети, маленькие принцессы Мария, Изабелла и Екатерина и многочисленные сановники, апартаменты которых должны были соответствовать их статусу. Например великий магистр королевского отеля занимал так называемую комнату Матебрюна, получившую название по имени одного из героев, чьи приключения были изображены на гобеленах. Или был Зал Тесея, но не античного героя, а, как говорят, тоже литературного персонажа к. XIV в. Были комнаты Санса и Сен-Мора по названию некоторых отелей на территории, был еще Зеленый зал и Зал со шмелями (описания не нашлось, видимо был украшен шмеликами).
Как вы понимаете почти все иллюстрации к этому посту, которые посчастливилось найти, просто подходят по смыслу, они не изображают отель Сен-Поль. Поэтому вот эта последняя-самая ценная. На ней предположительно он.
Здесь изображено как Пьер ле Фрутье (известный как Пьер Сальмон) в 1409 г. представляет уже королю Карлу VI (сыну строителя дворца) свою книгу, написанную в форме диалога между королем и автором о качествах, необходимых для хорошего управления. И вот здесь автор книги как бы проходит от входа, мимо стражи, через двор и поднимается к королю, а мы видим разнообразные башенки, шпили, фахверки и цветочные горшки на окнах.
В следующий раз - откуда в Париже львы и немного о садах отеля Сен-Поль.
Ну и подписывайтесь на телеграм- канал. Там много других историй
Избранная библиография:
Nouvelle histoire de Paris et de ses environs. Tome 2 par M. J. de Gaulle
L'Hôtel royal de Saint Pol à Paris par Fernand Bournon