Найти тему
СГЭУ

Второе рождение КПИ

Оглавление

В феврале 1942 года после разгрома фашистской армии под Москвой и возвращения Госплана СССР в столицу, началась переписка начальника управления учебными заведениями Госплана А.Ш.Сорокина и директора КПИ Я.И.Вязовкина о возобновлении работы института.

Прежде всего, было необходимо найти новое помещение для восстановления института, так как после отъезда Госплана учебный корпус института был передан Наркомату авиационной промышленности под общежитие рабочих.

Вязовкин обратился к секретарю Куйбышевского обкома ВКП(б) по пропаганде Кочневу и получил ответ, что рассчитывать на предоставление помещения в городе Куйбышеве нельзя, так как свободных помещений нет. Тогда Вязовкин предложил вернуть институту деревянное здание бывшего общежития № 2, а учебный процесс наладить в одной из средних школ города. Кочнев не возражал, но освобождение общежития зависело не от него, а от руководства Госплана. Дело в там, что общежитие на тот момент было освобождено от жильцов, но в нем размещались кладовая Госплана и бухгалтерия из трех человек.

Решение вопроса о помещениях для КПИ затягивалось. Оказалось, что закрыть институт гораздо легче, чем открыть его заново. Местные власти предлагали различные варианты, например, предоставить Плановому институту один учебный корпус СХИ в Кинеле, который находился в 40 км от города, Руководство справедливо посчитало это предложение неподходящим, так как живущие в городе преподаватели не смогли бы добираться до учебного корпуса по причине отсутствия транспорта.

Наконец, в апреле 1942г. бюро Куйбышевского областного комитета ВКН(б) утвердило проект постановления о возобновлении учебных занятий Куйбышевского планового института в средней школе № 24 в третью смену. И только 25 июля вышел приказ о возобновлении работы Куйбышевского планового института.

Здание школы № 24
Здание школы № 24

К указанному времени институт потерял всю свою материальную базу. Если до ликвидации КПИ располагал почти 10 000 м полезной площади, то к восстановлению он не имел ни одного метра. У института не было здания, не было студентов, не было преподавателей, не был укомплектован состав канцелярии, библиотеки и хозяйственного аппарата.

Несмотря на неблагоприятную обстановку, усилиями небольшого числа работников, остававшихся в институте, дело сдвинулось с мертвой точки. В вуз стали возвращаться бывшие работники, приглашались новые преподаватели, и ко 2 октября 1942 г. штат КПИ был набран научными сотрудниками (за исключением преподавателей основ марксизма- ленинизма и военного дела). Большую помощь в деле подбора и укомплектования кафедр преподавательским составом оказали местные и областные партийные организации. С 5 октября 1942 г. в КПИ начались учебные занятия.

Организация учебного процесса тоже оказалась непростой.

Предполагалось к началу занятий набрать 250 студентов, из которых 100 - на первый курс, а остальных – на старшие курсы. Однако, план не был выполнен: набралось 174 студента, большая часть которых совмещала учебу и работу. Тех, кто уделяет все свое время обучению оказалось всего 34 человека.

Новая жизнь института протекала в исключительно трудных условиях. Здание средней школы №24, которое оказалось непригодным для размещения учебного корпуса: постоянные перебои с электричеством, разбитые окна, грязные помещения, нестабильная система отопления – постоянно холодные аудитории.

Кроме того, в силу малой нагрузки преподавателей в институте, было много совместителей. Поэтому составить план занятий было катастрофически трудно. Преподаватели зависели не только от постоянно работающих студентов, но и от других организаций, где они работами по совместительству. Случалось, и такое, что кто-то из преподавателей заболел – тогда происходило замещение другой дисциплиной. В конце учебного года оказалось, что по одним дисциплинам учебный план был выполнен на 60%, а по другим – на 150%.

Большие трудности испытывала и студенческая библиотека. Она не была достаточно укомплектована необходимой литературой. А штате был только один человек, он же занимался выдачей книг, поэтому огромная очередь в библиотеку была обычным делом. В читальном зале вообще работать было некому, да и помещения для этого не существовало.

Отдельной проблемой встал вопрос питания студентов: у института не было собственного подсобного хозяйства, и, соответственно, не было возможности обеспечить студентам дополнительное питание, как это делали другие вузы. А того пайка, который студенты получали по продовольственным картам хватало лишь на 10-12 дней и многие студенты были вынуждены просто прекратить обучение только из-за того, что столкнулись с голодом.

Но со временем ситуация стала меняться.

В 1943 году был решен вопрос с дополнительным питанием для студентов. Подсобное хозяйство института развернулось на 19 га земли, что позволило выращивать картофель, горох, овес и просо. Параллельно появились новые отапливаемые помещения для проведения занятий

С каждым годом число желающих получить высшее экономическое образование росло. Чему, кстати, немало способствовало введение официального сокращённого трудового дня (4-6 часов) для работающих студентов.