Из военных кораблей всех классов во Второй мировой войне наиболее эффективно действовали подводные лодки всех воюющих стран. Достаточно сказать , что за все время боевых действий от атак подводных лодок погибло 65% всех судов и кораблей , в то время как от атак авиации было потоплено около 20% , а от атак надводных кораблей всего 6% всех судов и кораблей воюющих стран.
В то же время за весь период боевых действий во Второй мировой войне погибло довольно большое количество подводных лодок - свыше 1200 единиц. Таковы цифры. С одной стороны они свидетельствуют об эффективности подводного флота, а с другой - об огромном риске, которому подвергались подводники во время боевых действий.
В Советском Союзе к началу войны в строю находилось 211 подводных лодок различных классов. Наибольшее количество подлодок находилось на Тихоокеанском флоте - 85 единиц. В боевых действиях принимали участие 130 подводных лодок. Погибло в боях 108 подлодок, что составило 83% от всех воюющих в СССР ПЛ .
Число германских подводных лодок за весь период Второй мировой составило 1167 единиц. Погибло в боях 766 кораблей. Остальные были потоплены своими экипажами в конце войны по приказу гросс-адмирала Деница, а часть была разобрана союзниками в качестве трофеев (по 10 ПЛ получили СССР,США и Англия).
Потери в живой силе из числа подводников составили: более 3500 человек (подплавсостав СССР) и 38000 человек (подплавсостав Кригсмарине, Германия). Как видим, соотношение человеческих потерь составило более чем 1:10.
По эффективности использования ПЛ на первом месте стоит Германия, ими было потоплено 2759 судов и кораблей общим водоизмещением более чем 14 млн. тонн. Советскими подводниками было потоплено 463 судна и корабля противника, общим водоизмещением около 1,5 млн. тонн.
Используя эти цифры , в 90-е годы (да и сейчас) некоторые ретивые либеральные журналисты раздувают факты о малоэффективности действий советских подводников во время Второй мировой войны. Однако, следует учесть тот факт, что за цифрой 2759 потопленных единиц, стоят суда и корабли всех союзных флотов (СССР, США, Великобритании). Тем более, что германские подводные силы начали действовать в 1939 году, а наши - в 1941. И число действующих в боевых действиях советских ПЛ на порядок ниже (всего 130 единиц). Второй момент- ограниченность театров военных действий для советских подводных сил. В 1941 году корабли Балтийского флота оказались запертыми в Финском заливе. Все попытки наших подлодок выйти в Балтику заканчивались крахом, и лишь летом 1942 года балтийские подводники прорвались из Финского залива, и начали действовать. За время войны Балтийский флот потерял 46 подводных лодок - почти половину всех потерь на четырех флотах.
Подобная картина наблюдалась и на Черноморском флоте. Запертые в Черном море, потерявшие свои базы в Крыму, черноморские подводники могли действовать весьма ограниченно. Все же, несмотря на эти обстоятельства, черноморские подводники потопили 85 транспортов и боевых кораблей, а также 12 транспортов серьезно повредили. Кроме того, подводники осуществляли эвакуацию раненых и личного состава из осажденных Одессы и Севастополя.
Иное дело - Северный флот, там нашим подводным лодкам открывались широкие возможности для нанесения урона врагу. К началу войны в составе Северного флота находилось всего 15 подводных лодок, включавших типы "К", "Д", "С", "Щ" и "М". И североморцы- подводники начали успешно действовать в первые же недели войны. Имена таких героев -подводников как Гаджиев, Лунин, Егоров, Щедрин, Константинов, Колышкин навсегда останутся в памяти нашего народа. Приведу один пример: подлодка "Д-3" за один боевой поход в сентябре 1941 года, за две недели потопила три транспорта общим водоизмещением более 10 тысяч тонн и один танкер. При этом, следует отметить, что "на "Д-3" не было гидроакустической станции , не работали лаг и зенитный перископ. Работали подводники в надводном положении, в дневное время. Все четыре атаки проводились "в открытую". Всего подводными силами Северного флота за всю войну было потоплено 126 судов общим водоизмещением более 360600 тонн, 46 боевых кораблей и 9 вспомогательных судов (всего 181), и повреждено 39 кораблей и судов.
Да, следует признать, что и германские подводники действовали весьма умело и эффективно. Тактика "волчьих стай" принесла весьма ощутимый урон конвоям союзников, да и отдельным кораблям и судам. Действовали они весьма дерзко и неординарно. Среди немецких асов-подводников можно отметить Отто Кречмера, Вольфанга Люта и Гюнтера Прина. Эта троица была удостоена Рыцарских крестов и они имели наиболее внушительное количество побед. В качестве примера можно привести дерзкий рейд Гюнтера Прина. В 1939 году лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанта Прина проникла в базу британского флота Скапа-Флоу и преспокойно отправила на дно линкор "Ройял Оук", а затем невредимой вернулась в свою базу. Гитлер объявил Прина национальным героем.
Но и наши подводники-асы не отставали. На Балтике дерзко и умело действовал легендарный подводник Александр Маринеско. О нем написано очень много , и нет особого смысла повторяться. Отмечу лишь, что "атака века", когда в январе 1945 года был потоплен лайнер "Вильгельм Густлофф" водоизмещением 25,5 тысяч тонн и длиной более 200 метров, была действительно беспримерной, не имеющей аналогов в военной истории. Командуя подлодкой "С-13" , в этом же походе, Маринеско потопил еще один военный транспорт. Таким образом , эту победу с такими результатами никто повторить не смог.
На Северном флоте действовал выдающийся подводник Магомед Гаджиев. Это ему принадлежит крылатая фраза: " Нигде нет и не может быть такого равенства перед лицом смерти, как на подводной лодке, где все либо побеждают, либо погибают". Капитан 2 ранга Гаджиев применял новую тактику в боях. На подводных лодках типа "К" стояли 100- мм орудия. Гаджиев, обнаружив вражеский транспорт или корабль, давал команду к всплытию. В надводном положении по кораблям противника велась стрельба из 100-мм орудий, и что характерно, такие атаки всегда оказывались успешными. Эта новая, революционная тактика позволяла экономить дорогостоящие торпеды, применяя обычные артиллерийские боеприпасы. Дерзкий и смелый, умелый командир одержал немало побед в схватках с врагом.
12 мая 1942 года ПЛ "К-23" с командиром дивизиона Гаджиевым на борту приняла неравный бой с тремя сторожевыми кораблями противника. Получив повреждения, лодка погрузилась , но была потоплена глубинными бомбами из преследовавших ее сторожевиков.
Еще один легендарный подводник - североморец - Николай Лунин.
Это он, командуя подводной лодкой "К-21", 5 июля 1942 года совершил атаку на гордость германского флота - линкор "Тирпиц".
До этого Лунин командовал подлодкой "Щ-421" и имел на счету 7 потопленных кораблей противника. Приняв под команду крейсерскую лодку "К-21", Лунин продолжил успешно воевать с вражескими кораблями.
А 5 июля 1942 года немецкая эскадра во главе с флагманом - линкором "Тирпиц" вышла добивать печально известный конвой "РQ-17". Лодка "К-21" ухитрилась войти в самую середину вражеского конвоя, который сопровождал "Тирпиц". Умело маневрирую, Лунину удалось провести залп из четырехкормовых торпедных аппаратов по "Тирпицу". Было зафиксировано 4 взрыва. Два из них, видимо пришлось на сопровождавший линкор эсминец, который затонул. Тирпиц получил повреждения, вернулся в базу на ремонт, и больше до конца войны в море не выходил.
Сейчас в СМИ и инете появилось много различных инсинуаций по поводу этой торпедной атаки. Либеральные писаки пишут всякую притянутую за уши чушь, выслуживаясь перед своими западными хозяевами. Но из песни, как говорится , слов не выкинешь. Атака состоялась и линкор "Тирпиц" был поврежден.
Я привел лишь несколько примеров мужества и героизма проявленных нашими подводниками во время Второй мировой войны. Описывать все факты - для этого пришлось бы намного увеличить объем публикации. Возможно, в будущем опубликую более подробную информацию отдельно по флотам. Ясно одно - наши подводники ничуть не уступали в умении воевать, смелости и отваге немецким. На той же Балтике нашим ребятам приходилось действовать в адских условиях - ограниченность маневрирования, небольшие глубины, постоянные налеты немецких и финских самолетов. Но они действовали, несмотря на потери и ужасы подводной войны.