Найти тему

Настольная рефлексия. Плохие настольные игры и бич предзаказов

Оглавление

Всем привет, накопилось тут у меня немного размышлений настольных на тему хобби. Не всё же обзоры писать.

Цены на игры и предзаказы

Раньше, на заре хобби цены на игры для меня казались высокими. Я вообще не понимал, как можно потратить 35 byn на Каркассон, ведь это просто набор картонных карточек и за эти деньги можно нормальную вещь из взрослого мира купить. Потом я свыкся с этой суммой и для меня нормальной стала цена на игру в 35 byn. Но через время оказалось, что более увесистые и интересные коробки стоят еще дороже — уже не 35 byn. И примерный расклад был такой 35-40 byn - уровень Каркассона, какой-нибудь Такеноко или Катан - 80 byn.

Самый жир стоил 120-150 byn, например Кемет или Blood Rage. По поводу Глума и Сумерек Империи не скажу, потому что никогда за их ценами не следил, ну и это уже немного лишний вес..всё же Кемет самое оно. Но спустя пару кризисов, которые были вызваны абсолютно разными событиями, цены на игры неуклонно росли. Да, их обычно долго держали, а потом бац - и как серпом по яйцам сразу +40%. И каждый раз ты ловишь это ощущение: чего, я же пару месяцев назад брал за 100 byn, почему уже 150? Но потом свыкаешься, появляются новые игры, цен на которых у тебя в голове не было и ощущение дорого сходит на нет. И вот сейчас тот же Каркассон в рознице стоит 80 byn, а Катан все 160 byn. Есть и отдельные индивидуумы вроде Немезиды, которые брали старт с 280 byn, а сейчас это 625 byn, в этой же когорте Звездные Войны Восстание.

Если собрать это на графике, то получится вот такая болезненная картина.

Субъективный график ощущений Тараса
Субъективный график ощущений Тараса

По большей части все накидывают Hobby World, которые регулярно повышают цены. У них это особенно заметно потому, что бесперебойно печатают массовый сегмент и условный Манчкин на полках есть всегда. Пропади он с полок, начались бы народные волнения. Прочие издатели не спешат с переизданиями, а за года 2 между тиражами вы уже достигните нового порога приемлемой цены. Тот же Blood Rage нынче 270 byn в рознице, что тоже почти в 2 раза выше стоимости в контрольной точке.

Хотя есть и исключения из правил. Коварный лис при всех его крутых компонентах как стоил года 3 назад 50р, так и стоит почти те же 50р. Как Стиль Жизни это делают — мне непонятно.

-3

И вот тут на сцене появляется предзаказ

Антидипрессант в мире настольных игр. Когда вокруг хаос и нестабильность у вас есть паровозик из прошлого, где цены все ещё добрые, такие же как недавно были на полках. В поезде ограничено количество мест и он вот-вот отправляется, так что думать нужно очень быстро.

На предзаказе вы можете купить игру на 20-30% дешевле, чем она потом будет стоить в розницу. Идея платить меньше денег кажется шикарной. Но для меня у этой механики оказалось слишком много неочевидных минусов.

-4

Ознакомление

В условиях, когда времени мало, вам необходимо принимать решение быстро, не видя товара. Приходится изучить пару-тройку видосов, иногда почитать правила. Представить как вы играете в эту игру и вам хорошо. В общем, убедить себя, что оно вам надо.

3-4 предзаказа и у меня появилось странное чувство, что в магазинах дорого. И если раньше это было волнообразно, то потом график всегда висит на этой планке и в любой покупке из ритейла появляется неприятный привкус.

Разочарование

Когда я активно втянулся в предзаказы, на полку стало просачиваться много ненужных коробок. Игры были классными в моем воображении и, скорее всего, вполне неплохими играми, может даже гениальными, но мне совершенно неподходящими. И это меня огорчало - а это не те эмоции, которые я бы хотел получать за деньги.

-5

Когда-то я попробовал Цитадели, Орлеан, Кемет.. и это было вау! Какая шикарная игра, я хочу ее себе. И если игры не было или у меня не было свободных денег, я ждал когда получится ее себе получить. И я был невероятно счастлив, когда в итоге коробку я получал. Все эти игры до сих пор играемы и когда я вижу их на полке, я думаю: "Какая же классная игра", надо бы собрать стол, так давно в нее не играл.

А вот когда я смотрю на некоторые коробки с предзаказа, я думаю: "Как же выгодно я купил эту игру, надо сыграть в нее, я ведь не зря я ее купил". Или того хуже: "Как я мог купить эту хрень ведь это совсем не моя игра".

И между этими двумя покупками огромная разница:

  • Игры с предзаказа — это выгодная покупка игры и впечатлений от рекламной кампании издателя;
  • Игры из вишлиста — это покупка игры, которая очень нравится лично мне и удовольствия играть.
-6

Бывает комбо, когда удается взять на предзаказе, что давно попробовал и ждал особого момента. Но это редкость.

В этом году замечаю, что разные блогеры и обычны игроки отмечают, что устали от предзаказов и пока стараются покупать меньше. Такую мысль я слышал у Славы Brain Games и у ребят из Настольной Лампы, а Леша из подкаста Сумасшедший Кубик так и вовсе говорил:

Некоторые игры, пока они приходят, вызывают немой вопрос - а что это, я это заказывал?

С другой стороны, можно покупать все подряд, пробовать и потом сразу продавать на барахолке. С текущей экономической ситуацией вы точно не будете в минусе. Есть люди, которые осознанно так делают. Не думаю, что так можно заработать прям много, но иногда приятно осознавать, что ты что-то продал, дороже чем купил - сказал маленький барыга внутри меня.

Я не люблю пропускать через себя миллион вещей, поэтому лучше взять меньше игр, но зато точно тех, что нравятся лично мне в рознице.

Убитая розница

Если раньше издатели запускали предзаказы только на спорные проекты, чтобы снизить риски, то теперь запускают их, чтобы повысить собственный заработок, который потом недополучит розница.

Это приводит к тому, что покупателей в рознице на крупные проекты остается единицы и магазины вынуждены выживать на Манчкинах и Имаджинариумах. Еще одно негативное последствие этой волны — перестройка почти всей рекламной поддержка игры на создание максимального интереса к старту предзаказа, помните эти неожиданно появляющиеся обзоры блогеров, посты в соц. сетях и иногда даже таргет запускают. Как там оно дальше будет — не особо важно. Мы свой кусок заработали, затраты отбили — спасибо. У магазинов бюджетов, чтобы продвигать проекты самостоятельно, естественно, нет. В этом плане Hobby World сильно отличаются, потому что мало проектов отправляют в цикл предзаказа и рекламную поддержку, если она есть, запускают ближе к старту продаж. И это выглядит логично, ведь у них огромная розничная сеть по франшизе, которая должна как-то зарабатывать деньги.

-7

На стриме издателей у Geek Media один из издателей вообще отмечал, что они не особо парятся по матерым геймерам и делают всякие семейки, которые розница продает тысячными тиражами и просят еще. И такие игры вообще не продвигают в так называемое настольное комьюнити, которое навязывает свою культуру и свое видение игр другим. Подход, как минимум, интересный.

В итоге имеем ситуацию, когда в магазине лежат одни семейки и массмаркет, а многие крупные проекты они даже не рискуют брать, потому то потом упадет мертвым грузом на баланс. Ведь те, кто потенциально мог купить — уже купили, а кто не купил — его еще в магазин приведи, а потом игру продай.

Я недавно писал про настольный магазин в Риме. Выбор там был сильно выше нашего, или, например, в Польше ситуация с наличием в рознице сильно лучше в разы. И пока бизнес-модель издателей будет работать в эту сторону, вряд ли что-то изменится.

-8

Почему вокруг плохие игры

Реально, почему вокруг одни плохие игры? Покупаешь игру — она не очень, покупаешь по отзывам — тоже что-то не то. А вот сыграл в какой-то ноунейм Lucky Numbers с всратым дизайном - и прикольно.

Читаю много мнений по играм, часто участвовал в разных спорах не тему того, какая же игра: хорошая или плохая. Да и сейчас, если кто-то ставит какой-нибудь Unmatched на первое место в топе игр у меня зажигается пукан. Но я точно также удивляюсь миллионам людей, которые покупают монополию.

-9

А так ли плоха монополия?

Со стороны механик — это кинь-двинь и все геймдизайнеры разрывая на себе последний лонгслив скажут что фу, вы там ни на что не влияете. Но с другой стороны это всегда разная история с неожиданным поворотом, которую вы проживаете без какой-либо ответственности. Это такая же жвачка для мозга как сериальчик, только дофамин из другого места течет. Я в такое играть, конечно, не буду. Но миллионы покупателей по всему миру сделают это за меня.

Не все готовы тратить время на обучение и проходить подготовку на тему "как играть в эту игру" в несколько часов. Однажды мы подарили другу одну из самых топовых игр на то время — Игра Престолов. Она пролежала у него 5 лет и за это время он 3 раза раскладывал её в большой кампании и партия не доигрывалась ни разу. В итоге коробку продали, а она так и осталась в воспоминаниях друга, как плохая игра.

Определение "настольная игра" уже давно стало слишком общим

Поиграть в настольные игры для разных людей сейчас значит слишком разные вещи. Кто-то хочет историю, кто-то поскрипеть мозгами, кто-то просто ищет новую форму взаимоотношений. И всё это настольные игры.

И все премии, блогеры, бгг-рейтинги не заставят всех любить и играть в ваш хвалёный Брасс. Если что-то в процессе вам не нравится, вы это поймете и заставлять себя регулярно этим заниматься вряд ли будете, ведь выбор слишком большой.

-10

Факторов, которые влияют на игровой процесс — множество: компания, механика, дизайн, тактильные ощущения, флешбеки из детства и прочее. Если вы начинающий геймдизайнер, хорошая новость для вас — продать можно любую фигню. Даже карточки, которые нужно читать одну за одной. Звучит уныло, а это целые серии детективных игр.

Рынок настольной элиты слишком упоролся в механики и не замечает мир вокруг. Мы ищем священный грааль, которого нет, ждем от авторов однотипных игр, но при этом, чтобы было разнообразие. Зайдите на wildberries или в магазин и посмотрите какие игры там продаются. Моя мама и теща регулярно дарят Данику всякие мелкие коробки, поэтому я хорошо знаю много неожиданных представителей и чего я только не играл. Пазлы-гонки, тысячи вариаций мемо, кинь-двиней и собираний чего-то там, одна из самых бесячих какой-то муровейник из паралона, типо развивающий мелкую моторику, а на самом деле убивающий вашу нервную система, потому что больше двух палок поставить невозможно.

-11

И ребенку многие из них нравятся. Добавь в кинь-двинь возможность ходить по карте и собирать карточки достпримечательностей и вот уже Ден, который недавно играл со мной в Архитекторы Западного Королевства с радостью бегает по этой бюджетной версии "песочницы" и собирает карточки.

Пробуйте игры сами

Мнение других людей - это конечно хорошо, но лучше слушать себя. Что нравится - играйте, а что не нравится - не играйте или играйте в подходящей компании. Не покупайте ненужные коробки, а если купили - продавайте легко.

Если вам нравится Монополия или Манчкин - играйте на здоровье и не слушайте зануд с их таблицами экселя, замаскированными под виноделие.

Ну и читайте мой канал, это бесплатно.