Всем привет, накопилось тут у меня немного размышлений настольных на тему хобби. Не всё же обзоры писать.
Цены на игры и предзаказы
Раньше, на заре хобби цены на игры для меня казались высокими. Я вообще не понимал, как можно потратить 35 byn на Каркассон, ведь это просто набор картонных карточек и за эти деньги можно нормальную вещь из взрослого мира купить. Потом я свыкся с этой суммой и для меня нормальной стала цена на игру в 35 byn. Но через время оказалось, что более увесистые и интересные коробки стоят еще дороже — уже не 35 byn. И примерный расклад был такой 35-40 byn - уровень Каркассона, какой-нибудь Такеноко или Катан - 80 byn.
Самый жир стоил 120-150 byn, например Кемет или Blood Rage. По поводу Глума и Сумерек Империи не скажу, потому что никогда за их ценами не следил, ну и это уже немного лишний вес..всё же Кемет самое оно. Но спустя пару кризисов, которые были вызваны абсолютно разными событиями, цены на игры неуклонно росли. Да, их обычно долго держали, а потом бац - и как серпом по яйцам сразу +40%. И каждый раз ты ловишь это ощущение: чего, я же пару месяцев назад брал за 100 byn, почему уже 150? Но потом свыкаешься, появляются новые игры, цен на которых у тебя в голове не было и ощущение дорого сходит на нет. И вот сейчас тот же Каркассон в рознице стоит 80 byn, а Катан все 160 byn. Есть и отдельные индивидуумы вроде Немезиды, которые брали старт с 280 byn, а сейчас это 625 byn, в этой же когорте Звездные Войны Восстание.
Если собрать это на графике, то получится вот такая болезненная картина.
По большей части все накидывают Hobby World, которые регулярно повышают цены. У них это особенно заметно потому, что бесперебойно печатают массовый сегмент и условный Манчкин на полках есть всегда. Пропади он с полок, начались бы народные волнения. Прочие издатели не спешат с переизданиями, а за года 2 между тиражами вы уже достигните нового порога приемлемой цены. Тот же Blood Rage нынче 270 byn в рознице, что тоже почти в 2 раза выше стоимости в контрольной точке.
Хотя есть и исключения из правил. Коварный лис при всех его крутых компонентах как стоил года 3 назад 50р, так и стоит почти те же 50р. Как Стиль Жизни это делают — мне непонятно.
И вот тут на сцене появляется предзаказ
Антидипрессант в мире настольных игр. Когда вокруг хаос и нестабильность у вас есть паровозик из прошлого, где цены все ещё добрые, такие же как недавно были на полках. В поезде ограничено количество мест и он вот-вот отправляется, так что думать нужно очень быстро.
На предзаказе вы можете купить игру на 20-30% дешевле, чем она потом будет стоить в розницу. Идея платить меньше денег кажется шикарной. Но для меня у этой механики оказалось слишком много неочевидных минусов.
Ознакомление
В условиях, когда времени мало, вам необходимо принимать решение быстро, не видя товара. Приходится изучить пару-тройку видосов, иногда почитать правила. Представить как вы играете в эту игру и вам хорошо. В общем, убедить себя, что оно вам надо.
Привыкание к ценам из прошлого
3-4 предзаказа и у меня появилось странное чувство, что в магазинах дорого. И если раньше это было волнообразно, то потом график всегда висит на этой планке и в любой покупке из ритейла появляется неприятный привкус.
Разочарование
Когда я активно втянулся в предзаказы, на полку стало просачиваться много ненужных коробок. Игры были классными в моем воображении и, скорее всего, вполне неплохими играми, может даже гениальными, но мне совершенно неподходящими. И это меня огорчало - а это не те эмоции, которые я бы хотел получать за деньги.
Когда-то я попробовал Цитадели, Орлеан, Кемет.. и это было вау! Какая шикарная игра, я хочу ее себе. И если игры не было или у меня не было свободных денег, я ждал когда получится ее себе получить. И я был невероятно счастлив, когда в итоге коробку я получал. Все эти игры до сих пор играемы и когда я вижу их на полке, я думаю: "Какая же классная игра", надо бы собрать стол, так давно в нее не играл.
А вот когда я смотрю на некоторые коробки с предзаказа, я думаю: "Как же выгодно я купил эту игру, надо сыграть в нее, я ведь не зря я ее купил". Или того хуже: "Как я мог купить эту хрень ведь это совсем не моя игра".
И между этими двумя покупками огромная разница:
- Игры с предзаказа — это выгодная покупка игры и впечатлений от рекламной кампании издателя;
- Игры из вишлиста — это покупка игры, которая очень нравится лично мне и удовольствия играть.
Бывает комбо, когда удается взять на предзаказе, что давно попробовал и ждал особого момента. Но это редкость.
В этом году замечаю, что разные блогеры и обычны игроки отмечают, что устали от предзаказов и пока стараются покупать меньше. Такую мысль я слышал у Славы Brain Games и у ребят из Настольной Лампы, а Леша из подкаста Сумасшедший Кубик так и вовсе говорил:
Некоторые игры, пока они приходят, вызывают немой вопрос - а что это, я это заказывал?
С другой стороны, можно покупать все подряд, пробовать и потом сразу продавать на барахолке. С текущей экономической ситуацией вы точно не будете в минусе. Есть люди, которые осознанно так делают. Не думаю, что так можно заработать прям много, но иногда приятно осознавать, что ты что-то продал, дороже чем купил - сказал маленький барыга внутри меня.
Я не люблю пропускать через себя миллион вещей, поэтому лучше взять меньше игр, но зато точно тех, что нравятся лично мне в рознице.
Убитая розница
Если раньше издатели запускали предзаказы только на спорные проекты, чтобы снизить риски, то теперь запускают их, чтобы повысить собственный заработок, который потом недополучит розница.
Это приводит к тому, что покупателей в рознице на крупные проекты остается единицы и магазины вынуждены выживать на Манчкинах и Имаджинариумах. Еще одно негативное последствие этой волны — перестройка почти всей рекламной поддержка игры на создание максимального интереса к старту предзаказа, помните эти неожиданно появляющиеся обзоры блогеров, посты в соц. сетях и иногда даже таргет запускают. Как там оно дальше будет — не особо важно. Мы свой кусок заработали, затраты отбили — спасибо. У магазинов бюджетов, чтобы продвигать проекты самостоятельно, естественно, нет. В этом плане Hobby World сильно отличаются, потому что мало проектов отправляют в цикл предзаказа и рекламную поддержку, если она есть, запускают ближе к старту продаж. И это выглядит логично, ведь у них огромная розничная сеть по франшизе, которая должна как-то зарабатывать деньги.
На стриме издателей у Geek Media один из издателей вообще отмечал, что они не особо парятся по матерым геймерам и делают всякие семейки, которые розница продает тысячными тиражами и просят еще. И такие игры вообще не продвигают в так называемое настольное комьюнити, которое навязывает свою культуру и свое видение игр другим. Подход, как минимум, интересный.
В итоге имеем ситуацию, когда в магазине лежат одни семейки и массмаркет, а многие крупные проекты они даже не рискуют брать, потому то потом упадет мертвым грузом на баланс. Ведь те, кто потенциально мог купить — уже купили, а кто не купил — его еще в магазин приведи, а потом игру продай.
Я недавно писал про настольный магазин в Риме. Выбор там был сильно выше нашего, или, например, в Польше ситуация с наличием в рознице сильно лучше в разы. И пока бизнес-модель издателей будет работать в эту сторону, вряд ли что-то изменится.
Почему вокруг плохие игры
Реально, почему вокруг одни плохие игры? Покупаешь игру — она не очень, покупаешь по отзывам — тоже что-то не то. А вот сыграл в какой-то ноунейм Lucky Numbers с всратым дизайном - и прикольно.
Читаю много мнений по играм, часто участвовал в разных спорах не тему того, какая же игра: хорошая или плохая. Да и сейчас, если кто-то ставит какой-нибудь Unmatched на первое место в топе игр у меня зажигается пукан. Но я точно также удивляюсь миллионам людей, которые покупают монополию.
А так ли плоха монополия?
Со стороны механик — это кинь-двинь и все геймдизайнеры разрывая на себе последний лонгслив скажут что фу, вы там ни на что не влияете. Но с другой стороны это всегда разная история с неожиданным поворотом, которую вы проживаете без какой-либо ответственности. Это такая же жвачка для мозга как сериальчик, только дофамин из другого места течет. Я в такое играть, конечно, не буду. Но миллионы покупателей по всему миру сделают это за меня.
Не все готовы тратить время на обучение и проходить подготовку на тему "как играть в эту игру" в несколько часов. Однажды мы подарили другу одну из самых топовых игр на то время — Игра Престолов. Она пролежала у него 5 лет и за это время он 3 раза раскладывал её в большой кампании и партия не доигрывалась ни разу. В итоге коробку продали, а она так и осталась в воспоминаниях друга, как плохая игра.
Определение "настольная игра" уже давно стало слишком общим
Поиграть в настольные игры для разных людей сейчас значит слишком разные вещи. Кто-то хочет историю, кто-то поскрипеть мозгами, кто-то просто ищет новую форму взаимоотношений. И всё это настольные игры.
И все премии, блогеры, бгг-рейтинги не заставят всех любить и играть в ваш хвалёный Брасс. Если что-то в процессе вам не нравится, вы это поймете и заставлять себя регулярно этим заниматься вряд ли будете, ведь выбор слишком большой.
Факторов, которые влияют на игровой процесс — множество: компания, механика, дизайн, тактильные ощущения, флешбеки из детства и прочее. Если вы начинающий геймдизайнер, хорошая новость для вас — продать можно любую фигню. Даже карточки, которые нужно читать одну за одной. Звучит уныло, а это целые серии детективных игр.
Рынок настольной элиты слишком упоролся в механики и не замечает мир вокруг. Мы ищем священный грааль, которого нет, ждем от авторов однотипных игр, но при этом, чтобы было разнообразие. Зайдите на wildberries или в магазин и посмотрите какие игры там продаются. Моя мама и теща регулярно дарят Данику всякие мелкие коробки, поэтому я хорошо знаю много неожиданных представителей и чего я только не играл. Пазлы-гонки, тысячи вариаций мемо, кинь-двиней и собираний чего-то там, одна из самых бесячих какой-то муровейник из паралона, типо развивающий мелкую моторику, а на самом деле убивающий вашу нервную система, потому что больше двух палок поставить невозможно.
И ребенку многие из них нравятся. Добавь в кинь-двинь возможность ходить по карте и собирать карточки достпримечательностей и вот уже Ден, который недавно играл со мной в Архитекторы Западного Королевства с радостью бегает по этой бюджетной версии "песочницы" и собирает карточки.
Пробуйте игры сами
Мнение других людей - это конечно хорошо, но лучше слушать себя. Что нравится - играйте, а что не нравится - не играйте или играйте в подходящей компании. Не покупайте ненужные коробки, а если купили - продавайте легко.
Если вам нравится Монополия или Манчкин - играйте на здоровье и не слушайте зануд с их таблицами экселя, замаскированными под виноделие.
Ну и читайте мой канал, это бесплатно.