«Сталинский четвертак» в 25 лет лишения свободы выписали политику Владимиру Кара-Мурзе* якобы за «государственную измену». Гособвинитель при этом назвал Володю «врагом, который должен быть наказан».
Красочные детали об ангажированности приговора многие уже знают.
- Так, судья Сергей Подопригоров, который вынес фактически пожизненный приговор Кара-Мурзе, в 2018 году просил США исключить себя из санкционного списка физлиц, причастных к гибели юриста Сергея Магнитского, а список этот помогал составлять... политик Кара-Мурза.
- В том же 2018-м году депутаты Госдумы угрожали лично Кара-Мурзе обвинениями в госизмене — тогда законопроект с длинным и дежурным названием «об уголовной ответственности за помощь в введении и исполнении иностранных санкций» еще только разрабатывался...
...Вслед за «сталинскими сроками» и «сталинской лексикой» о «врагах» и «изменниках» идут и «сталинские законы» — максимально приближая репрессивное законодательство к печально знаменитой 58-й статье УК РСФСР — о «контрреволюционных преступлениях».
Начинающейся со слов:
«контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и правительств Союза ССР, союзных и автономных республик или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции; любые действия, которые наносят ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории; шпионаж на сторону врага, бегство или перелет за границу...»
И они пришли.
Сегодня Госдума в срочном порядке ужесточила наказание по ряду статей Уголовного кодекса РФ и, в том числе, — ввела наказание вплоть до пожизненного за «государственную измену».
По словам главы думского комитета по безопасности, бывшего первого зампреда Следственного комитета Василия Пискарева (автора многих репрессивных законов, в том числе — печально известной уголовной статьи 207.3 о «фейках об армии»), эти поправки «поддержаны всеми фракциями, представленными в Комитете». Одобрил эти поправки и Комитет по конституционному законодательству.
Кроме пожизненного заключения за «измену»,
- за «совершение устрашающих действий, создавших угрозу гибели людей и направленных на дестабилизацию ситуации в стране» срок лишения свободы увеличивается с 15 до 20 лет.
- За «вербовку или вовлечение в совершение террористических преступлений» минимальный срок лишения свободы увеличивается с 5 до 7 лет, а минимальное наказание за пособничество — с 10 до 12 лет (максимальный срок по данной статье — до 20 лет).
- Участникам террористических сообществ будет грозить от 10 до 15 лет лишения свободы (сейчас — от 5 до 10 лет).
- За действия, направленные на повреждение объектов транспортной инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, а равно за нанесение вреда здоровью людей в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности страны будет грозить до 20 лет лишения свободы (сейчас 15 лет).
Для справки:
рост порогов наказания, во‑первых, предусматривает его отбывание в учреждениях с особым режимом заключения, а во‑вторых, право на условно-досрочное освобождение у тех, кто осужден пожизненно, появляется не раньше чем через 25 лет и при условии примерного поведения.
«Пожизненное» за «государственную измену» — точная калька статьи 58-1 о «контрреволюционных преступлениях», предусматривавшей за «измену Родине» наказание вплоть до расстрела с конфискацией имущества.
Тогда высшей мерой наказания был расстрел, сейчас — пока — пожизненное заключение.
Ключевое слово — «пока», потому что некоторые особо ретивые депутаты Госдумы — как лидер «эсеров» Сергей Миронов, прошедший большой творческий путь от геологического молотка (в молодости был геологом) до кувалды Пригожина — предлагают вернуть смертную казнь, призывая Конституционный суд пересмотреть свою позицию относительно ее невозможности.
Учитывая состояние, в котором в последние годы находится эта судебная инстанция, при наличии команды сверху никаких сложностей в пересмотре не предвидится.
И будет ровно как в Белоруссии у Александра Лукашенко, где за «госизмену» предусмотрена смертная казнь.
Что касается других пунктов 58-й статьи, то почти все они уже реализованы в законодательстве — причем с близкими к прежним сроками. Разве что формулировки чуть другие.
Например, «любое действие с намерением насильственно отторгнуть от Советского Союза любую часть его территории или вторжение с целью захватить власть» (58-2) — аналогия статей 278 и 279 УК РФ о насильственном захвате власти и вооруженном мятеже.
«Контакты с иностранным государством в контрреволюционных целях или отдельными его представителями» (58-3) — аналогия статьи 275.1 УК РФ о «сотрудничестве на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией».
«Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания» (58-10) — аналогия целого ряда статей УК РФ (ст. 280 — о публичных призывах к совершению экстремистской деятельности, ст. 280.3 — о «дискредитации» Вооруженных сил, ст. 280.4 — о публичных призывах к действиям, направленным против безопасности государства) и так далее, и тому подобное.
Что же касается «госизмены», то в статье 275 УК РФ дано крайне расплывчатое определение: в том числе под ней понимается «оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации».
Учитывая, что деятельностью, «направленной против безопасности РФ», сегодня могут объявить почти все что угодно (на усмотрение следователя и суда), «изменником» рискует стать любой, кто контактирует с иностранцами и на кого при этом укажет перст «органов, которые не ошибаются».
И, как подсчитали журналисты, в 2021 и 2022 годах по этой статье завели почти в два раза больше уголовных дел, чем в 2019 и 2020 годах…
Чем все это вызвано? Ответ прост: страхом и неуверенностью властей.
Будь реальная поддержка их действий такой, как рисуют лояльные социологические службы и рассказывают пропагандисты, — не требовались бы ни «сталинские сроки», ни «сталинские законы», приравнивающие нелояльность к государственной измене, а инакомыслие к экстремизму.
Вот только прокладчикам этой «сталинской дороги», не учившим или забывшим историю, неведомо, что на ней очень многие из тех, кто фабриковал дела, обвинял и приговаривал, и думал, что так будет всегда, на следующем витке репрессий сами отправлялись в их жернова.
- Борис Вишневский, депутат Заксобрания Петербурга.
Материл, ставший основой колонки, впервые был опубликован в телеграм-канале «Новой газеты»
А о незавидной и неминуемой судьбе авторов «Большого террора» — читайте в другом, коротком, но очень наглядном материале из архива «Новой газеты».
О пленуме ЦК ВКП(б) 1937 года, 53 из 72 участников которого впоследствии были расстреляны
Давайте обсудим?
Мы это уже пробовали обсудить репрессивное законотворчество в другой колонке на канале «Акула Петра» — в прошлом член СПЧ Леонид Никитинский сразу после гибели Владлена Татарского при взрыве в петербургском кафе и широкой реакции околопатриотической общественности, радикалов и — заигрывающих с ними политиков — ставил вопрос достаточно жестко.
С тех пор репрессий стало очевидно больше. Но депутаты продолжают сдвигать окно Овертона: смертная казнь, поражение уклонистов от явки в военкомат в базовых конституционных правах, идея обязательной декларации наличных сумм больше 1 миллиона рублей в одних руках... Что-то оказывается перегибом, а другое претворяется в жизнь.
Самое идиотское, конечно, то что одни и те же люди сначала опровергают, а затем принимают именно это как закон — единогласно, а вернее молча. Как будто не приходя в осознание.
Да, есть какие-то редкие исключения, они вселяют надежду на здравый смысл, на хотя бы минимальную самостоятельность. Среди таких людей — автор сегодняшней колонки Борис Вишневский.
Редко звучит голос «белых ворон» на фоне тотального согласья и в федеральных законодательных органах. Но их «происхождение» спорно, всегда в обсуждениях возникают вопросы о «крыше»... Сенатор Нарусова — пожалуй, единственный пример такой «вороны», сохраняющей достоинство.
*Включен Минюстом в реестр иноагентов.