Помните моё видео, где я показывал свою коллекцию вагончиков? Там в глаза бросилось то, что одни и те же немецкие пассажирские вагоны имеют аббревиатуру DR или DB. И окрашены они в разные цвета: вагон DR в зелёный цвет, вагон DB в красный. Почему так? Сейчас объясню.
Для начала взглянем на каталог раскрасок от ROCO.
Итак, что в нём написано (идём по порядку, сверху вниз, справа налево).
Эпоха I. Окраска пассажирских вагонов частных железных дорог в цветах и надписях с 1870 по 1920 год.
Хотя в официальном каталоге пишут, что первая эпоха началась с 1870 года, но началась она гораздо раньше - с 1835 года, когда было открыто движение между Нюрнбергом и Фюртом.
В эту эпоху появляется множество частных железных дорог с собственным уникальным подвижным составом. На первых порах появление традиционной покраски для локомотивов и вагонов вызвано не административными мерами, а скорее обычаем в покраске того иного транспортного средства. За неимением достаточно развитого маркетинга тех лет (его по нынешним меркам тогда просто не было), все транспортные средства, включая кареты, красились примерно в одинаковые цвета. И только к 1875 году частные железные дороги, которые как правило носили статус территориального значения, были объединены в девять национальных железнодорожных сетей Германии: в Пруссии, Баварии, Саксонии, Вюртемберге, Бадене, Эссене, Макленбурге, Ольтенбурге, Эльзасе-Ларингологии. В это же время появился и первый цветовой стандарт обозначения класса пассажирских вагонов (желтый для вагонов первого класса, зеленый для второго, коричневый для третьего, серый для четвёртого).
Эпоха II. Окраска пассажирских вагонов времен немецкой национальной железнодорожной сети с 1920 по 1945 год.
В этот период производилась полная стандартизация железнодорожной сети и массовая перекраска пассажирского парка в зеленый цвет. Однако многие наверняка заметят, что вагоны и локомотивы второй эпохи могут меть обозначение как DR, так и Deutsche Reichsbahn, так и DRG.
Это связно с тем, что в период с 1920 по 1945 год немецкая национальная железнодорожная сеть имела разные обозначения. Дело в том, что 12.02.1924 немецким правительством было принято решение об образовании немецкой государственной железнодорожной сети Deutsche Reichsbahn (DR). Но уже 30.07.1924 было принято решение о преобразовании государственного предприятия в коммерческое общество Deutsche Reichsbahn-Gesellschaft (DRG), где слово «Gesellschaft» означает организационно-правовую структуру в форме акционерного общества. А 10.02.1937 был принят закон, согласно которому DRG вновь стало государственным предприятием и, таким образом, снова стало называться Deutsche Reichsbahn.
Когда DRG вновь стало государственным предприятием (Deutsche Reichsbahn) на локомотивах и вагонах появился имперский орёл со свастикой (аналогично гербам СССР на локомотивах и вагонах. Хотя есть версия, что СССР перенял моду на гербы у Германии). Правда ни одной такой модели ни у одного производителя найти не удалось. Даже у кустарщиков. Если кто нашёл - скидывайте сюда фото.
Также достоверно известно, что с 1943 и до 1945 года локомотивы и пассажирские вагоны стали окрашивать в серый цвет.
Эпоха III. Окраска с соответствующими надписями с 1945 по 1968 год
В этот период произошло раздельное независимое развитие Западной (DB) и Восточной (DR) немецких железных дорог. В период с 1945 по 1949 год, когда ни ФРГ, ни ГДР ещё не были созданы, на вагонах и локомотивах наносились надписи с указанием зоны оккупации (например USSR-Zone). В этот период перекрашивались локомотивы и вагоны, которые красились в серый цвет с 1943 по 1945 год, а также закрашивался имперский орёл, если его изображение имелось на корпусе.
В ГДР весь парк пассажирских вагонов и локомотивов остался в зелёных цветах. Это связано с тем, что национальная железнодорожная компания после образования ГДР не преобразовывалась. DR как была национальной государственной железнодорожной компанией с 1937 года со времён Третьего Рейха, так ей и осталась после образования ГДР. Единственное изменение это то, что на локомотивах и вагонах вместо надписи Deutsche Reichsbahn ставилась надпись DR. Поэтому и неудивительно, что у меня в коллекции имеется вот такой пассажирский вагон DR зелёного цвета.
В отличии от ГДР на территории ФРГ была образована новая компания DB (Deutsche Bundesbahn), что в переводе означает германская федеральная железная дорога. В отличи от DR в ГДР в условиях плановой экономики, DB в ФРГ существовала в условиях рынка. Уже в 50-е годы в ФРГ было схожее, но отличавшееся цветовое обозначение по классам, принятое ещё на заре появления железных дорог в Германии первой эпохи. Так, например, одним из основных цветов те годы для раскраса пассажирских вагонов был малиново-красный, для вагонов-ресторанов алый красный.
Но и это ещё не всё. С течением времени вплоть до 1990 года в DB, как показано в каталоге от ROCO существовало ещё несколько вариантов окраса. Если эта статья наберёт хотя бы 50 лайков, я об этом расскажу в следующей части.
P.S. И да, я могу не всё знать. Поэтому если где-то найдёте ошибку или недостоверную информацию, не стесняйтесь, пишите в комментариях.